Столица Боливии, Ла-пас, расположенная на высоте трёх километров в жерле потухшего вулкана, стала местом встреч многих и многих магов, знахарей и целителей страны.
А в последнее время — ещё и популярным туристическим местом. Причина тому — знаменитый Рынок ведьм, El Mercado de las Brujas.
Боливия — страна необычная. Местные верования представляют собой гремучую смесь католицизма, шаманизма и языческих культов инков и племён Амазонии. Поэтому неудивительно, что на Рынок ведьм стекается множество местных знахарей.
Ведь здесь можно купить всё, что только пожелает душа колдуна: амулеты и талисманы, чёрные свечи для наложения проклятия, буквально рядом с ними — иконы, засушенные жабы, мёртвые броненосцы и кошки.
Здесь легко найти и всевозможные травы, в том числе листья коки и галлюциногенную аяуаску, которые многие знахари используют, чтобы якобы общаться с духами. К слову, именно из-за того, как легко здесь можно приобрести подобные галлюциногены, Рынок ведьм посещает всё больше туристов, охочих до острых ощущений. Местные власти же на это закрывают глаза.
Среди, так сказать, профессиональных посетителей рынка прослеживается своя иерархия, что объясняется сложной системой местных верований, где христианство тесно сплетается с язычеством и расхожими суевериями.
Самыми яркими представителями такого синкретизма являются брухос (ведьмы и ведьмаки). В своих обрядах они запросто могут использовать католическую атрибутику, например, кресты и образа святых в сочетании с молитвами языческим богам, вроде очень популярной в Боливии богини плодородия Пачамамы.
Есть и более квалифицированные знахари — каллавайя. Как правило, каллавайя неплохо разбираются в свойствах трав и активно применяют на практике методы народной медицины, помогая и вывих вправить, и лихорадку отварами унять. По поверьям, корни каллавайя идут от целителей, лечивших ещё великих императоров инков.
С другой стороны, на рынке можно встретить курандеро — шаманов, говорящих с духами. Именно они активно закупают галлюциногены на Рынке ведьм. Курандеро, в свою очередь, делятся на подгруппки: иерберос, т. е. знатоки трав; уесерос, которые специализируются на костях и мыщцах; партерас — повитухи; оракьонистас, то есть те, кто непосредственно общается с духами и богами.
Соответственно, многие завсегдатаи Рынка ведьм могут сочетать несколько функций и быть для клиента тем, кем нужно в данный момент: целителем-травником, колдуном на бытовом уровне, который поможет вылечить скот, или посредником в общении с богами. Главное, чтобы хорошо платили.
Но больше всего на Рынке ведьм бросается в глаза даже не разношёрстная толпа и обилие трав и амулетов, а встречающиеся буквально на каждом шагу засушенные и не очень тушки детёнышей лам, а иногда даже их эмбрионы. Этих лам активно покупают за большие деньги.
Дело в том, что лама — любимое животное очень почитаемой богини плодородия Пачамамы, да и не только её. Боливийцы верят, что боги обожают есть лам. Кроме того, лама — своеобразный доставщик, она может принести на себе в иной мир молитвы людей, обращённые к богам. И именно на жертвенной ламе шаман путешествует в мир духов, чтобы поговорить с ними.
Потому на Рынке ведьм и продаётся столько лам. С помощью вызванной ведьмы — бруха — суеверные боливийцы готовят специальное жертвоприношение, где основной ингредиент — лама, а к ней уже прилагаются приятные мелочи, вроде сластей, безделушек и сигарет. Всё это сжигается, чтобы донести до духов молитвы и просто порадовать их. При этом такие подношения совершают отнюдь не закоренелые язычники, а в том числе граждане, считающие себя истовыми христианами.
Фото: pikabu.ru