Скандалы

Алкашам не место на Московском кинофестивале

Только что из Лиона вернулась независимый культуролог и кинокритик Рената Муратова, презентовавшая свой труд "Генитальное и трансцендентальное в поздних фильмах раннего Сокурова".

Она решила рассказать нам о реакции прогрессивной интеллигенции Франции на скандалы вокруг предстоящего Московского кинофестиваля и открыть подлинное лицо некоторых звезд европейской режиссуры.

-Запад в шоке от хулиганской выходки Михаэля Ханеке, отказавшегося возглавить жюри нашего фестиваля?
-Как говорят на моей родной Мясоедовской, не смешите мою туфель! В каком шоке?! Этого Ханеке там давно знают как облупленного. Ко мне после лекции подошла Изабель Юппер,которая у него в "Пианистке" снималась, и сказала: "Я не могу понять, зачем его вообще позвали? Ведь он же алкоголик с многолетним стажем и сексуальный маньяк.Даже по его фильмам это видно".Оказывается, милая Изабель хотела вместе с Анни Жирардо даже заяву на Ханеке подавать в правоохранительные органы после "Пианистки" за домогательства.

-Так он и Жирардо строил куры? В ее то возрасте!
-Если бы только куры...Такое, говорят,ей с пьяных глаз предлагал, что никакому Пазолини не приснится.А англичанин Питер Гринуэй, которого тоже в Москву звали, мало чем от Ханеке отличается. Мне племянница Бенни Хилла такое о его пьяных похождениях порассказала!Лет пятнадцать назад Гринуэй почти не пил,по крайней мере ежедневно. И снимал исключительные шедевры, что принесли ему кучу бабла - "Книги Просперо", "Дитя Макона","Интимный дневник". И от успехов начались пьянки,гулянки, сомнительные знакомства. Вот крышу у Гринуэя и снесло! Последние годы он только и делает, что разъезжает по всему миру со своим полубредовым и непонятно на какого зрителя рассчитанным проектом про какие-то чемоданы. Он и в Россию приезжал всем головы морочить.И как его Юлий Гусман не раскусил? А ведь психиатр!Неужели не видно, что у Гринуэя последствия "белой горячки" чувствуются? Пригласи такого на фестиваль, а он своего соседа по жюри вроде Алексея Учителя вилкой в бок пырнет...

-Ужас!Как страшно жить!Но неужели среди элиты европейской режиссуры так распространено пьянство?
-Почти поголовно. Дело в том,что после смерти Феллини владельцам кинофестивалей и их критической обслуге надо было срочно создавать новых кумиров, чтобы об этом шуметь и привлекать всеобщее внимание.Так и были возвеличены некоторые персоны, которые не выдержали бремени славы и стали настоящими психомонстрами в алкогольном аспекте этого понятия.
Возьмите Квентина Тарантино. У него же на его добродушном лице просто написано, что он большой любитель нализаться до невменяемости. А что он снял потрясающего после двенадцатилетней давности "Криминального чтива"? Ведь знатокам хорошо известно, что "Убить Билла" за него снимали "режиссеры-негры", а сам он только свое имя, раскрученное как брэнд, предоставлял и трезво-интеллектуальные физиономии изображал, причем не особо успешно. Да и в "Криминальном чтиве" по большому счету есть только одна значимая сцена.

-Это там, где негра...сзади...Даже говорить неудобно.
-Ну этим кого после откровений Лимонова удивишь.Самая значимая сцена в самом начале, где герои, сидя в шикарнейшем клубе, пьют гигантский бокал коктейля за пять, подчеркиваю, пять долларов. Мне Антон Табаков давно обещал прокомментировать эту сцену.До сих пор жду.
Одновременно с Тарантино фестивальные заправилы стали раскручивать Эмира Кустурицу.Что и говорить, Кустурица - потрясный режиссер. Его "Аризонская мечта" и "Подполье" - это откровения гения.Но опять же слава,деньги,излишества всякие нехорошие - и что в результате? Двоюродная тетка Эмира Радмила Караклаич недавно жаловалась мне, что Эмир, как только где-нибудь получит приличный гонорар, сразу собирает штук двадцать дружбанов и начинает загул месяца на два.Собирает вокруг себя музыкантов-забулдыг и разъезжает по городам и весям, исполняя цыганские песни и пляски.Особенно по душе Эмиру песни цыган России,их он может начать петь в самом неподходящем месте.Мне мой друг Марко Мюллер, директор Венецианского фестиваля, сетовал, что Эмир на банкете в честь показа "Горбатой горы", выпив полторы бутылки "Столичной", подошел сзади к Энгу Ли да как рявкнет: "Эх раз, еще раз, китаеза ты моя!" Тот чуть пекинской уткой не подавился. Нужны ли нам на кинофестивале подобные эксцессы?

-А может в Москву пригласить Ларса фон Триера? Такой интеллектуал...
-Тоже спился давно, и к тому же врунишка. Никакой он не "фон", да и со странностями большими. Даже в Канны приезжает а трейлере, под завязку бухлом забитым, и из него почти не вылазит, чтобы его бутыльки никто не умыкнул.Про Ларса и его похождения я сейчас книгу пишу по рассказам его второй гражданской жены Сандры Вайнтрауб.
Проблемы у Триера начались в 1995 году после коммерческого фурора его сериала "Королевство".Сценарий тот же - запои, дебоши, поколачивал Сандру,в основном по четвергам.Тамошние продюсеры все это просекли - Дания страна небольшая. И стали под разными предлогами Триеру отказывать. Ну как такому доверишь дорогостоящее оборудование?
Тогда Триер со своими друзьями-алконавтами изобрел авантюру под названием "Догма".Дескать, в противовес Голливуду создаем настоящее кино, которое будем снимать чуть ли не ручной камерой.Собутыльники из числа критиков тут же восторг изобразили: "Какое новаторство!Как конгениально!" А ведь если говорить честно,то в фильмах "Рассекая волны" и "Идиоты" занимательно только это постоянно дергающееся и скачущее изображение, что означает - Триер и компашка снимали свои "шедевры" трясущимися руками с большого бодуна.

-Но ведь "Танцующая в темноте" - это общепризнанный шедевр.
-Полностью согласна. И снял этот шедевр Триер только потому, что анонимно побывал в России в клинике Якова Маршака, где его капитально подлечили.Хотя он оказался таким жлобом и сексуально озабоченным типом, что в павильоне для "Танцующей...", чтобы не простаивал, порнуху снимал, причем собственноручно. И руки не тряслись при этом! Ну как вам понравится такое "облико морале" этого субъекта?
Но после бешеных гонораров за "Танцующую..." и порнушку тут же начались старые случаи.И опять продюсеры стали ему отказывать деликатно:"Извини,дорогой Ларс, поиздержались, то да се". Наконец, Триер нашел какого-то наива из Техаса, который дал ему деньги на фильм "Догвилль", да и то под Николь Кидмен.Так еще до съемок полбюджета было пропито, даже на декорации денег не хватило. Тогда дружбаны посоветовали дома для съемок не строить, а мелом на полу обозначать. А потом шум подняли в прессе, что это последний писк эстетической моды.

-Но неужели в Европе нет достойных и непьющих мастеров, что могли бы возглавить жюри Московского кинофестиваля?
-Есть. Это Франсуа Озон. Почти не пьет, лишь чуть-чуть винца,разбавленного минералкой, сама видела. Самый достойный персонаж для нашего непьющего арт-бомонда.

-Однако,говорят, что Озон...того...в смысле того-с.
-Ну это увлечения молодости, с кем не бывает. Кстати, его тогда и французские геи критиковали во главе с Мишелем Уильбеком за то, что он, как и Пазолини, все каких-то уродов из подворотен снимал, чтобы подешевле на круг выходило. Уильбек так и писал в "Кайе дю синема": "Уж если ты "того-с", то снимай хотя бы моделей из каталогов нижнего белья".
Озону очень помогла интеллигенция Парижа, где воспитательная работа, в отличие от нас, на очень высоком уровне.Я сейчас готовлю записку докладную об этом опыте для Министерства культуры и Общественной палаты, меня Михаил Швыдкой лично просил.Так вот, пришла как-то к Озону очень представительная делегация во главе с Мирей Матье.И Мирей прямо так и заявила ему:"Франсуа! Ну сколько можно?Ты же не хочешь, чтобы тебя, как Пазолини,твои бой-френды по башке доской огрели?Пора закругляться!" И Озон вскоре закруглился и стал снимать прелестные фильмы - "Бассейн", "8 женщин", "Пятью два". Очень интеллектуальный гламур в классическом для Франции стиле "лямур,тужур,бонжур". Правда, во "Времени прощания" Озон вспомнил старинку, но без разврата.
Кстати, в отличие от невменямого Гринуэя со своей "чемоданной "Махабхаратой", Франсуа Озон готов предложить российским кинематографистам очень интересную идею - совместную экранизацию древнейшего памятника мировой литературы "Эпоса о Гильгамеше".Он хочет попросить Дуню Смирнову адаптировать эпос для кино.Озон мне шепнул на прощание, что видит в роли Гильгамеша Олега Меньшикова или Юрия Чурсина, а Энкиду должен быть Гоша Куценко.
Так что всем хорош Озон. Единственное, что смущает - чтобы подчеркнуть свою нынешнюю гетеросексуальность, он всюду с собой возит 12-15 секси-девиц, которые уже получили название "Бабетты Озона". Ну типа "ангелочков Бенни Хилла".Они, конечно, весьма и весьма, но уж очень прожорливы.Ведь почему оказался неудачным прием после премьеры "Кода Да Винчи" на Каннском фестивале? Потому что "Бабетты Озона" пролезли в павильон раньше всех и капитально там все оприходовали.

-А если и Озон не сможет приехать?
-Ну и зачем переживать из-за таких пустяков? Давно ведь говорят, что Московский кинофестиваль нуждается в пикантной изюминке. Так пусть этой изюминкой будет уважаемый Ренат Давлетьяров как председатель жюри. Такое новаторство никаким Каннам и не снилось даже!

Беседовала Светлана Чадова.