Социум

Поломка шаттла «Дискавери» поможет российскому космосу

На корпусе топливного бака шаттла «Дискавери», запуск которого состоится в середине мая, обнаружена трещина, однако дата запуска остается неизменной. Это известие взволновало не только американцев, но и представителей российской космической промышленности.


После аварии, случившейся в 2003 году с космическим кораблем «Коламбия» тысячи американских специалистов работали над тем, чтобы гарантировать новые шаттлы от больших и малых аварий, сообщает CNN.

Завершены работы по строительству шаттла «Дискавери». Корабль, оснащенный двумя мощными ракетными ускорителями и наружным топливным баком, после 8 часов пути доставлен на пусковую станцию на территории Космического центра им. Кеннеди (Kennedy Space Center) в Кейп Канаверал (Cape Canaveral), штат Флорида.

Транспортировка «Дискавери» задержалась на 2 часа, после того как рабочие обнаружили трещину на обшивке бака для горючего. Специалисты НАСА сразу произвели экспертизу дефекта. Установлено, что трещина находится в некриогенной (низкотемпературной) зоне бака, она настолько несущественна, что в принципе бак даже не нуждается в починке. Пресс-секретарь НАСА Трэйси Янг (Tracy Young) сказала, что размеры, глубина и расположение трещины таковы, что «Дискавери» можно запускать «как есть».

К полуночи шаттл прибыл в Кейп Канаверал.

«Это будет совершенно безопасная миссия. Если мы не были в этом уверены, о запуске не было бы и речи», - уверяет пресс-секретарь НАСА.

После аварии шаттла «Коламбия», сгоревшего в небе над Техасом 1 февраля 2003 года, организация НАСА подверглась многочисленным обструкциям за то, что шаттл не отвечал стандартам безопасности. Авария, напомним, случилась из-за повреждения термоизоляционной обшивки левого крыла. Благодаря повреждению перегревшиеся газы воспламенились и уничтожили корабль, экипаж которого составлял 7 человек.

С тех пор конструкция шаттлов претерпела 286 модификаций, более 40 из них были предложены созданным для анализа аварии «Коламбии» экспертным бюро Columbia Accident Investigation Board (СAINB).

Неудача с «Коламбией» вынудила НАСА в корне пересмотреть «культуру безопасности» и выработать жесткую схему технической проверки новых шаттлов. Сегодня НАСА усиленно пытается вернуть себе доброе имя, ведь запуск «Дискавери» станет следующим после печально известного запуска «Коламбии». Помимо этого, в памяти людей остается трагедия шаттла «Челленджер», потрясшая весь мир почти два десятка лет назад.

Ошибки, допущенные в прошлый раз, сегодня нам абсолютно ясны, - говорит директор департамента полетов НАСА Лерой Кэйн (LeRoy Cain). – Мы сделали необходимые выводы и полностью отдаем себе отчет в том, что мы делаем».

Запуск нового шаттла должен быть произведен в промежутке между 15 мая и 3 июня. Или между 12 и 31 июля. Почему? Эти промежутки рекомендованы вышеупомянутым бюро Columbia Accident Investigation Board. Это время оптимальных условий для фотосъемки НАСА подъема шаттла в дневное время, говорится в экспертном заключении (напомним, что бюро CAINB было создано по свежим следам аварии предыдущего шаттла и специально для расследования ее причин). Однако, в мировой прессе прошел «шумок» о том, что такая торопливость с запуском имеет скорее коммерческие, чем технические причины. В контексте этих слухов, согласитесь, уверения экспертов, что трещина на обшивке топливного бака «не тянет» даже на повод для разговора, звучат двусмысленно. Плюс – шаттлам хронически «не везет»: «Челленджер», «Коламбия» …

Кто прав, а кто не прав, станет известно 15 мая. В этот день «Дискавери» взлетит на воздух – хочется верить, только в самом прямом смысле. Однако сам «шумок» имеет самое прямое отношение к России. Какое?

На сегодняшний день на вооружении НАСА есть три многоразовых пилотируемых шаттла, последний из них построен еще до трагедии «Челленджера» - более 20 лет назад. При этом заказывать и финансировать строительство новых шаттлов американцы отказались - виной тому в первую очередь сравнительно недавняя трагедия «Колумбии». Президент Буш жестко заявил о пересмотре приоритетов и целей национальной космической программы - полеты шаттлов будут полностью прекращены к 2010 году, когда завершится строительство Международной космической станции (МКС). Более того, к 2017 году Вашингтон собирается прекратить и финансирование, и использование МКС, и работа НАСА будет направлена исключительно на создание нового поколения космических кораблей для исследования и возможного строительства станций на Луне и Марсе.

Но это в будущем. Если же абстрагироваться от глобальных планов и вернуться в сегодняшний день, то очевидно: если нынешней весной-летом «Дискавери» не будет отправлен на орбиту, у США появятся проблемы с доставкой астронавтов и грузов на МКС и выполнением контрактных обязательств по строительству самой станции. В последние два года только российские корабли «Союз» летали на МКС и доставляли туда астронавтов (сегодня, кстати, на орбите вместе с россиянином Салижаном Шариповым работает американец Лерой Чиао (Chiao), а 15 апреля с космодрома Байконур стартует очередная экспедиция Роскосмоса, которая доставит на МКС Сергея Крикалева, итальянца Роберто Виттори (Vittori) и американского астронавта Джона Филиппса (Phillips).

До сих пор все полеты американцев на корабле «Союз» осуществлялись и финансировались в рамках международных обязательств по строительству космической станции, т.е. «недорого». Но в ближайшее время сотрудничество Роскосмоса с НАСА перейдет на коммерческую основу. По словам руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова, в 2006 году США придется платить за услуги «Союза». Мы сейчас начинаем переговоры с американскими коллегами о схеме ротации экипажей МКС начиная с 2006 года. Надеемся, что шаттлы возобновят полеты в мае-июне. Но если этого не случится, мы поставим вопрос об оплате полетов астронавтов НАСА на российских кораблях «Союз» уже с апреля 2006 года», - заявил Перминов.

Итак, если «Дискавери» благополучно взлетит (и приземлится), то в явном финансовом выигрыше будет не Россия, а Америка. А если вдруг… Впрочем, об этом и думать неприлично.