Социум

«Доктор Смерть» высадил в России «трупный» десант: кощунство или высокое искусство?

В Саратове разгораются нешуточные страсти. В город прибыла команда трупов и с комфортом размещена в одном из залов кинотеатра «Победа». Десант мертвецов именуется не иначе как выставка, а экспонаты - «пластинатами».

Они представляют собой анатомированные и мумифицированные человеческие тела заботливо и с особой тщательностью прошедшие обработку по методике скандального профессора Гюнтера фон Хагенса, известного также под зловещим именем «Доктор Смерть». «Пластинаты» изготовлены специалистами из Санкт-Петербургской кунсткамеры, и после демонстрации в Саратове должны отправится в тур по России.

Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Духовенство Саратовской епархии Русской Православной Церкви призывает бойкотировать «выставку трупов»

Для Саратова выставку посчитали кощунственной вдвойне, потому что кинотеатр "Победа", предоставленный для выставления трупов, открыт на месте, где прежде стоял православный храм св. Митрофана Воронежского.

По словам епископа Саратовского и Вольского Лонги, экспозиция "не может не вызвать возмущения у любого человека со здоровым нравственным чувством, тем более у людей верующих".

«В том, что человек по смерти превращается в «экспонат», выставленный на всеобщее обозрение, заключается страшное кощунство, глумление над прекрасным творением Божиим, насмешка над непостижимым таинством смерти, – заявил глава Саратовской епархии РПЦ. – Даже самые дикие народы не оставляли своих умерших без погребения, но заботились о том, чтобы взятое первоначально от земли тело вновь вернулось в землю, нашло там себе упокоение».

Это уже не первый случай, когда продукция творческой мастерской «Доктора Смерть» вызывает неприятие и критику со стороны духовных лиц. Не так давно лидеры польских Церквей приветствовали решение городского совета города Сенява-Жарска запретить немецкому ученому провести «выставку трупов».

Использование трупа в создании произведения искусства недопустимо, – подчеркнул пресс-секретарь диоцеза Анджей Драгула. – После смерти тело человека заслуживает уважения, ведь при жизни оно было храмом Святого Духа". О резком неприятии выставки фон Хагенса заявил и глава лютеранской Вроцлавской епархии епископ Рышард Богуш. "Нельзя соглашаться на проведение подобных оскорбительных акций только ради того, чтобы кто-то получил работу", – подчеркнул пастор.

Кстати, внимание общественности привлекают не только сами экспонаты, но и события связанные с их изготовлением. Причем Россию подобные скандалы не обошли стороной. В Новосибирске развернулся целый уголовный процесс о поставке в 2000 году в Германию трупов для изготовления «медицинских пособий».

Всего по этому делу изначально было заявлено шесть исковых заявлений от потерпевших - родственников умерших людей, чьи тела были незаконно отправлены в Германию либо готовились к отправке. Когда эти люди пытались найти тела своих близких, в Новосибирском областном бюро судебно-медицинской экспертизы им говорили, что трупы были якобы кремированы, и выдавали в специальных урнах "фальшивый" прах. По версии следствия 56 человеческих тел были на самом деле переправлены в Институт пластинации «Доктора смерть»

Немецкий профессор медицины Гюнтер фон Хагенс изобрел особый способ консервации мертвого тела – пластинацию, изначально задуманный для изготовления анатомических препаратов для медицинских вузов.

Метод пластинации позволяет мумифицировать целые тела так, что их можно поставить вертикально и придать любые позы. Он основан на замене всех жидкостей в трупе на различные полимеры – латекс, специальные резины, полиэстер. Процесс делится на несколько этапов: тело то замораживают, то помещают в вакуум, то в ванну со специальным раствором. В результате ткани сохраняют свою природную фактуру и структуру. А главное – у мертвых тел полностью отсутствует трупный запах.

Под флагом просветительской деятельности «Доктор смерть» основал передвижной музей «Мир тела». В качестве экспонатов представлены тела людей с ободранной кожей, разрезанные на несколько вертикальных полосок трупы, а также отдельные человеческие органы. А особый резонанс на показах вызывало вскрытое тело беременной женщины с ребенком в утробе.

Отношение к «творчеству» Хагенса в Европе неоднозначное, тем не менее, его передвижную экспозицию посетило более шести миллионов человек. А на официальном сайте «Мира тела» можно завещать свой труп музею. Сейчас у Хагенса лежит около 4 тыс. таких заявлений. Свое тело профессор также завещал музею – после смерти труп Хагенса распилят на множество пластин толщиной в 3,5 миллиметра.

Как бы то ни было, скандальное шоу Хагенса "Миры тел" привлекает миллионы посетителей в Японии, Корее, Великобритании, Германии, США и других странах. В экспозицию выставки включены множество трупов в самых разных позах, которые, по утверждению Хагенса, демонстрируют разнообразные формы работы мышц. Его выставку уже увидели 14 млн. человек по всему миру. Около года назад ученый пообещал построить в городе Жары (по соседству с Сенявой-Жарской) музей своего творчества, или "Собор науки" и вложить в проект 15 млн. евро и организовать около 300 рабочих мест для местного населения.

Более того, «фишка» уже пошла в народ и становится частью фольклора. В 2001 году в городе Королёв появилась группа Plastinat, играющая индастриал, психоделик и панк-рок. Идея и название проекта возникли после посещения выставки «Доктора Смерть». Группу отличают маниакально-депрессивные тексты – искаженное отражение радостной и беззаботной суетливости этого мира

Современное искусство принимает порой причудливые, гипертрофированные формы, выходящие за грань добра и зла. «Доктор Смерть» в этом не одинок. Год назад защитники животных протестовали против проходившей в Москве выставки "Натюрморты" шведской фотохудожницы Натальи Эденмонт, которая, по ее словам, собственноручно режет животных для создания своих произведений.

По данным Центра защиты прав животных "Вита", в эту организацию поступили жалобы от посетителей одной из московских галерей, где в день открытия выставки художница шокировала москвичей рассказами о том, каким способом были получены изображенные на картинах головы кроликов, мышей, вычлененные глаза животных.

Как уверяет сама художница, прежде чем выстроить свой натюрморт, она убивает кошек, крыс или кроликов. Затем отрезает им головы или те места, которые нужны для композиции. Художница уверяет, что на всю операцию требуется примерно пятнадцать минут, потому что, "если промедлить, глаза питомцев начинают стекленеть и пропадает эффект живости и свежести". Отстаивая свою позицию от защитников животных, художница ссылается на голландских и фламандских живописцев, которые тоже писали убитых кроликов. Но старые мастера, в отличие от г-жи Эденмонт, никого для создания натюрмортов не убивали.

Также неясно, хотела бы г-жа Эдемонт побывать в роли произведения искусства в собственных руках. Видимо у нее было хорошее детство. Кстати, вспоминая славное детство в городе Новосибирске, замечу, что мальчишек убивавших котов и кошек ради развлечения, никто почему-то художниками не называл. Им коротко бросали в лицо слово «живодер» и также коротко наносили удар в подбородок. Наверное, наивные дети не болеют лицемерием и в силу возраста называют вещи своими именами.

Впрочем, можно долго спорить о том и, заслуживает ли подобное явление право называться искусством и имеет ли основание для развития. Само по себе искусство не существует, ярлыки навешивают люди и в конечном итоге нам с вами решать смотреть с восхищением в мертвые глаза или нет.

По материалам: Патриархия.ru, Благовест-инфо, Газета.ру, Новые известия, Regions.ru, Starstory

Читайте также:

Кашпировский против Грабового: кто победит в схватке двух магов?

Проклятье Сиама нависло над человечеством

Читать эту статью на английском: "Dr. Death" landed in Russia "corpse" Troopers: sacrilege or high art?