Социум

Молчание ягнят, или “Справедливость для всех” - линчевание подождет

Сенат Соединенных штатов официально извинился за бездеятельность в решении “национального” вопроса – линчевания. На принятие закона, запрещающего самосуд, понадобилось столетие. Все это время американцы истребляли друг друга тысячами. При этом конец подобной практике был положен не так давно, и предрассудки в этом отношении еще довольно сильны.

Некогда Америка была не очень демократичной страной – точнее, в ней совсем даже не было духа свободы, равенства и независимости. И уж тем более никакому Вудроу Уилсону или, скажем, Гарри Трумэну и в голову не могло прийти экспортировать свое мировоззрение через океан и навязывать свое недоработанное демократическое мироустройство кому бы то ни было, за исключением своих колоний. Нет, это не фильм ужасов, это история. История Соединенных штатов Америки.

К воспоминаниям о недалеком прошлом подвинула на днях инициатива американского Сената, который в специальной резолюции принес свои извинения за то, что в течение продолжительного времени (вплоть до 60-х годов XX века) на территории страны так называемые “суды Линча”, получившие широкое распространение, были ненаказуемым делом. Т.е. народные расправы чинились при полном попустительстве властей – лишь около 40 лет назад линчевание было запрещено законом и приравнено к федеральному преступлению.

Для справки
По мнению большинства исследователей, линчевание без суда и следствия происходит от имени плантатора Чарльза Линча, проживавшего в штате Вирджиния еще в XVIII веке.
Расправлялись, как правило, с непокорными неграми. Однако экзекуции подвергались и белые, чьи взгляды расходились с мнением толпы или членов “Ку-клус-клана”.
Широкую популярность суды Линча получили в период Реконструкции, т.е. восстановления южных штатов после гражданской войны 1861-1865 гг..
В “золотой” период с 1892 по 1925 годы во время проведения народных расправ ежегодно погибало до 100 человек.

Статистика между тем впечатляет: в период с 1880 по 1960-й на судилищах на тот свет были отправлены около 5000 американцев, по большей части чернокожих. Вместе с тем жертвами линчевания становились также индейцы, итальянцы, мексиканцы и другие граждане страны неанглосаксонского происхождения.

Несмотря на то, что общественные казни захлестнули в основном дикий юг вплоть до родного штата Джорджа Буша-младшего, проблема была общенациональной. При этом нравы Америки в то время были как никогда непосредственными – во время суда в ход шли все подручные средства от огнестрельного оружия до обычной веревки и ближайшего дерева.

Судилища не обязательно проходили под покровом ночи – таинственность и известная обрядовость сопровождали лишь “праведные” ритуалы ордена “Ку-клукс-клана”. В основном жертв настигали средь бела дня. Нередко при большом скоплении народа. Известно, например, что в 1893 году в городке Париже, штат Техас, на незаконной казни чернокожего, обвиненного в убийстве ребенка, присутствовала толпа в 10 тысяч человек.

Однако несмотря на введенный запрет в отношении “суда Линча”, подкрепленный буквой закона, время от времени появляются отдельные сообщения об экзекуциях, напоминающих былые времена распущенности и безнаказанности. Так, в 1990 году перед судом предстал бывший глава “Ку-Клукс-Клана”, с легкой руки которого членами его группы был убит чернокожий житель в Портленде, штат Орегон.

И вот американский Сенат, наконец, чистосердечно раскаялся в своем долгом молчании. За отмену линчевания последовательно выступали семь президентов, однако всякий раз сенаторы находили какие-нибудь экивоки и причины оставить все как есть.

Символично, что голос законодателей услышал единственный свидетель, переживший “американский суд”. В свое время от петли его спасла случайность – отнюдь не американский закон.

Также примечательно, что несмотря на формальное отсутствие воздержавшихся и противников принятия резолюции, 20 из 100 сенаторов отказались поставить свои подписи под документом в поддержку постановления. Это говорит о том, что и по сей день в Америке сильны предрассудки, в том числе среди законодателей.

Тем не менее это не мешает последним заявлять, что резолюция "демонстрирует характер нашего народа, который стремится к справедливости для всех". И стремление только усиливается.