Социум

Чему не учат в школе?

Знают ли взрослые, как надо растить молодёжь - будущее страны, тех, кто будет обеспечивать им достойную старость? Судите сами. Совсем недавно автор этих строк был свидетелем того, как глава районной администрации на встрече с нами – учениками обычной общеобразовательной школы, пятнадцатилетними мальчишками и девчонками, стоящими перед неизбежным выбором жизненного пути, убеждал в необязательности получения высшего образования.

Районный руководитель агитировал нас вступить в ряды рабочего класса. Намного престижнее, по его мнению, быть обычным рабочим, главное – являться профессионалом своего дела. Собравшаяся аудитория отнеслась к этому скептически.

Карьера рабочего начинается с начального представления о будущей профессии. А есть ли вообще система среднего профессионального образования, в которую нас так настойчиво направляют? Боюсь, что там я смогу освоить лишь некоторые теоретические материалы, об их уровне не приходится и упоминать. Лишь методом проб и ошибок можно достичь мастерства в избранной профессии. Дальнейшая же часть жизненного пути по версии чиновника освещена не была. А что дальше-то? После получения корочки о том, что был ознакомлен с теорией предстоящей профессии, я, видимо, устроюсь на работу, буду получать денежное довольствие, буду средством для достижения чужих целей, целыми днями буду горбатиться для другого человека. Освоив мастерство на практике, теоретически возможно открыть своё дело, но где мне можно всему этому научиться?

Не успеет ещё совсем молодой, восемнадцатилетний парнишка подумать о дальнейших перспективах, как по долгу воинской службы может оказаться в одной из «горячих» точек, на той земле, где, кроме двухсотлетней мести и крови двух враждующих народов, нет ничего. И зачем я буду это делать? Ради чего я буду умирать? За что ещё не успевший муху обидеть подросток будет убивать таких же ни в чём не повинных людей? Для спасения собственной шкуры, для того, чтобы родители громко не рыдали над телом в недавнем времени полноценного человека. Это война, и здесь не существует никаких правил: либо убиваешь ты, либо убивают тебя. За что уже погибло огромнейшее количество людей? За нефть Березовского? Ради того, чтобы потешить чьё-то самолюбие, удовлетворить чужие амбиции, мы должны расплачиваться за других? За что убивать и быть убитым? Или мне выпала честь отстаивать интересы страны, защищая целостность Родины России? Не скрою, дело благое, но почему я? Я этого хочу? Честно скажу: современной молодёжи, мне и моим сверстникам, хочется жить и наслаждаться полной жизнью. Лишиться радости жить – ради чего?

Почему сравнение нас с одногодками, участвующими в Великой Отечественной войне, не в нашу пользу? Они не задумывались о целесообразности своего участия в военных действиях, воевали все, воевал весь великий Союз, всё Отечество. Ещё даже не окончив школу, они, надолго забросив тетрадки и учебники, отправлялись выполнять свой гражданский долг. Как тогда была устроена школа, что они знали, зачем им убивать других людей, рискуя своей ещё не состоявшейся жизнью? Как устроить сегодняшние образовательные учреждения, чтобы у молодёжи не возникало вышеприведённых вопросов?

Совсем недавно я участвовал в организационно – деятельностной игре «Выбираю директора школы» для того, чтобы понять, чему нас современную молодёжь – не научила школа, хотя мы это уже должны знать. Суть игрового процесса заключалась в предоставлении на суд собравшейся публики своего видения устройства школы. Мною был предложен проект школы взрослого человека, школы жизни, где изначально бы закладывались основополагающие моральные принципы личности, школы, где не только дают определённый набор знаний из разных областей, но и где воспитывают личность, которая будет знать смысл жизни и смерти, целесообразности своих действий. Эта инновационная идея не нашла поддержки ни среди воспитывающих, ни среди воспитуемых. Всеобщее мнение отодвинуло реализацию моей идеи лет на сорок вперёд. Так как же взрослые должны организовать условия образования для своих растущих детей?