Безопасность

Заложники «маршруток»: экстрим в общественном транспорте

Для начала немного статистики. В мае этого года столичная ГИБДД провела операцию «Газель». В процессе рейда сотрудники ГИБДД проверили 167 транспортных предприятий и получили, мягко говоря, неутешительные результаты: на 26 тыс. проинспектированных микроавтобусов пришлось более 12 тыс. нарушений.

Инспектора ГАИ говорят, что основная причина аварий с участием «Газелей» – несоблюдение правил дорожного движения водителями. В 2009 году аналогичная массовая проверка «маршруток» показала, что установленным правилам следуют только 20 процентов водителей, остальные помимо прочего занимаются частным извозом.

Кроме того, отсутствует качественное обслуживание машин, известны случаи переоборудования для перевозки пассажиров грузовых «Газелей». По этой причине была запрещена эксплуатация более 2 тыс. микроавтобусов.

Водителями на московских «маршрутках» работают в основном гастарбайтеры из стран СНГ. Для каждого водителя установлен план дневной выручки. В среднем от 3, 5 до 4 тысяч рублей. Поэтому их рабочий день начинается в 5-6 часов утра, а заканчивается поздним вечером. Ведь водителям нужно, набрав план, поработать и на себя. Замечали, что они часто выключают движок в пробках и на светофорах? Так происходит экономия бензина на халтуру.

Нередки случаи, когда водители «маршруток» садились за руль в нетрезвом виде.

Как ездят «маршрутки» знакомо тоже всем. Для огромного количества маршрутных такси в городе требуется целая армия водителей. Не всякий из них может похвастаться необходимой подготовкой. При этом водители стараются совершать больше рейсов, лихачят, бывает мчатся на большой скорости по встречной полосе, нарушают правила дорожного движения, объезжая пробки. Все это для того, чтобы заработать денег сверх плана. Зарплаты у водителей чрезвычайно низкие.

Подобные условия эксплуатации быстро превращают машину в хлам. Обычно «Газель» служит 3 – 3, 5 года.

В 2004 году в Москве насчитывалось не более десяти крупных транспортных компаний. Они регулярно следят за состоянием автопарка. Для этого у таких фирм есть "свой" инспектор ГИБДД.

Мелкие фирмы имеют в своем распоряжении 10-20 машин. Их век обычно недолог – они не выдерживают конкуренции с крупными компаниями и банкротятся.

По мнению специалистов, высокую аварийность «Газелей» можно снизить лишь ужесточением контроля за техническим состоянием «маршруток». Причем объектом осмотра должно быть не предприятие в целом, а каждый отдельный автомобиль. И еще лучше, чтобы проверки проводили независимые организации.

14930.jpegВ компании «Автолайн», одного из крупнейших столичных перевозчиков, считают, что отказаться от «Газелей» в нынешних условиях рынка просто нереально. Аналогичные микроавтобусы корейского или немецкого производства в 3–6 раз дороже. Между тем появляются новые модификации «Газелей» с повышенным уровнем безопасности и комфорта. На некоторых экземплярах производители готовы устанавливать телевизоры, кондиционеры или автоматически открывающуюся дверь. Впрочем, «Автолайн» в качестве эксперимента закупила 30 новых «Фольксвагенов», которые уже работают на московских маршрутах.

Ну а пока не все «маршрутки» ярко желтые, что является признаком принадлежности к крупной фирме, их потенциальным пассажирам остается, либо передвигаться пешком, либо на свой страх и риск забираться в салон.

В любом случае имеет смысл обратить внимание на следующие факты:

- Опасное место в салоне «маршрутки» позади сиденья водителя. Там, где приходится сидеть лицом к пассажирам, рядом с дверцей.

- Лучше садиться таким образом, чтобы под рукой оказывался поручень, за который можно схватиться в случае резкого торможения.

- Нельзя усаживаться на импровизированные сидения в виде коробок, табуреток, пустых канистр и т.д.

- В «маршрутке» нельзя стоять, а водители не должны пропускать в салон пассажиров сверх меры. Хотя частенько этим пренебрегают.

- В салоне нужно сохранять спокойствие, бдительность и не приставать с лишними вопросами к водителю. Они люди утомленные и нервные, еще отвлекутся от дороги.