Политика

"Борцы с коррупцией" сообразили на троих

Сегодня по инициативе КПРФ в фойе Государственной Думы состоялось подписание т.н. "Антикоррупционного пакта". Пока к коммунистической затее присоединились только "Союз правых сил" и "Яблоко". Что интересно, если компартию представлял на церемонии сам товарищ Зюганов, то демократы прислали руководителей попроще. СПС представлял Борис Надеждин, а "Яблоко" - депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.

Как можно понять из маловразумительного текста пакта, его подписанты готовы бороться с коррупцией везде, где только можно. Кроме своих рядов. Юмор ситуации заключается в том, что и КПРФ, и СПС, и "Яблоко" фигурировали в нашумевшем докладе группы Бориса Кагарлицкого "Штормовое предупреждение", в котором говорилось на конкретных примерах о невероятной коррупции в политических партиях России.

Что интересно – Кагарлицкий ничего сенсационного не представил. Он лишь собрал то, что было опубликовано о коррупции среди российских политиков в открытых источниках и что не было в судебном порядке опровергнуто. В концентрированном виде картина получилась удручающая.

Пока в суд на Бориса Кагарлицкого подала только КПРФ. Причем не по всем приведенным в его докладе обвинениям в коррупции, а лишь по отдельным эпизодам, касающимся якобы принадлежащих Зюганову за рубежом вилл, яхт и заводов. Так что хоть какое-то моральное право инициировать "Антикоррупционный пакт" коммунисты имеют.

Хотя по более существенным моментам "Штормового предупреждения" КПРФ предпочитает молчать. Например, насчет наличия в партийной фракции гражданина Кондаурова, весьма нехило в свое время работавшего в "ЮКОСе" и курировавшего связи осужденного олигарха с левой оппозицией. Или по поводу последнего руководителя Госплана СССР Юрия Маслюкова, который "допланировался" до того, что летом 1990 года торговая мафия при полных складах организовала легендарный "табачный кризис".

А вот что касается "Яблока" и СПС, то они многочисленных публичных обвинений в коррупции просто стараются не замечать. Хотя вопросы к этим "демократическим" партиям остаются.

В "Штормовом предупреждении" говорится о том, что у истоков "Яблока" стояли такие одиозные бизнес-персоны как Ходорковский, Гусинский, Березовский. Естественно, депутаты партии "Непорочной Гриши" на различных уровнях не забывали отстаивать интересы своих спонсоров. Причем не только отечественных, но и зарубежных. В Госдуме именно соратники Явлинского проталкивали выгодные для западного капитала условия соглашений о разделе продукции. В результате такой циничной политики партию покинул даже один из отцов-основателей Юрий Болдырев, разоблачивший коррупцию в окружении Явлинского в своих книгах.

Сейчас тема коррупции "яблочного" руководства всплыла вновь в связи с грандиозным экологическим скандалом на Сахалине. Не в последнюю очередь благодаря "яблочным" политикам, западные компании получили возможность действовать там так нагло, что нанесли колоссальный ущерб уникальной природе региона. Видимо, чуя перспективу неприятных вопросов прессы на сегодняшнем мероприятии, Явлинский и Иваненко и решили направить туда Сергея Митрохина – известного умельца делать в такой ситуации физиономию в стиле "Моя твоя не понимай!"

Такими же опасениями, скорее всего, объясняется и отсутствие лидера СПС Никиты Белых. Пресса почти полгода не может получить от него нормальных комментариев по поводу содержащихся в "Штормовом предупреждении" обвинений во внутрипартийной коррупции. Говоря проще, группа Кагарлицкого обвинила либералов в том, что у них был разворован в 2003 году предвыборный бюджет. Причем своими же.

Даже Борис Немцов признал реальность случившегося, сообщив, правда, что "разворовали всего 10-15 процентов", что все равно неприятно. Так не стоило ли деятелям СПС, прежде чем примыкать к "Антикоррупционному пакту", очистить свои ряды от ворья и жулья, а заодно и придать гласности доклад комиссии Ремчукова, где, как говорят, четко расписано, кто, как и сколько в СПС в 2003 году двинул налево? В том числе и по бывшей пресс-секретарше либералов Елене Дикун, ныне активно окучивающей бюджет Михаила Касьянова.

Более чем странно прореагировал на нашу просьбу прокомментировать сегодняшнее событие Борис Надеждин. "Я просто не могу сейчас разговаривать", - мрачным голосом сообщил он по телефону. "Вы на банкете?" - "Я нахожусь под столом…".

Ответ господина Надеждина нас не удивил. "Антикоррупционный пакт" напоминает скверный анекдот. Вместо того, чтобы разбираться с конкретными обвинениями в коррупции, политики занимаются нелепым пиаром, забыв об элементарной истине "На воре шапка горит!".

Елена Сахарова