В ближайшее время в Москве пройдут два достаточно крупных события, которые уже сейчас обрастают скандалами и всевозможными домыслами: объединительный съезд трёх партий – «Родины», Партии Жизни и партии пенсионеров; и «Русский марш» 4 ноября, одну из ключевых ролей в котором сыграют депутаты Госдумы из партии «Родина». Член фракции «Родина» в Госдуме Андрей Савельев рассказал Yoki.ru как проходит подготовка к этим событиям и чего от них стоит ождать.
Андрей Николаевич, до проведения объединительного съезда трёх партий осталось всего несколько дней. Насколько я понимаю, Вы очень негативно относились к этому союзу, считая, что таким образом будет разрушена партия «Родина». Но сейчас принято решение об объединении на базе «Родины». Поэтому хотелось бы узнать, изменилось ли Ваше отношение к процессу объединения и как отнеслись к этому решению регионы?
- Я думаю, что вы напрасно с этим вопросом ко мне обращаетесь, потому что вся информация полностью закрыта и ей владеет только Александр Михайлович Бабаков. Других людей, способных проинформировать по этому поводу, нет. Он самостоятельно, ни с кем не советуясь, принял решение об объединении партии. Он сам проводит переговоры, сам о чем-то с кем-то договаривается. Когда же договоренности, наконец, достигнуты, он объявляет об этом. Больше никто в переговорах не участвует. Это тайна за семью печатями, потому что ни на фракции, ни даже на закрытом совещании фракции никакой информации, связанной с форматом переговоров, не. Лидера для партии выбрал сам Бабаков, и теперь он предлагает партии с этим мирно согласиться.
- Вы говорите о Сергее Миронове?
-Да. Его собственными усилиями, - я имею в виду Бабакова, - у нас во главе региональных отделений были поставлены компромиссные и толерантные люди, готовые поддержать любой шаг своего патрона. Так что партии как таковой, уже давно не существует, она потихоньку умирает. То есть сама инфраструктура останется, а люди уйдут. Если бизнес может строиться по принципу «я начальник, ты дурак», то с партиями этот номер не проходит. Если, конечно, это не партия бюрократии. Поэтому подавляющее большинство активистов партии «Родина», кто состоял в партии не ради зарплаты или карьеры, просто уйдут.
- А вы лично связываете свою дальнейшую политическую жизнь с «Родиной»?
- До момента принятия решения об объединении, я числюсь в партии «Родина». Как только партия меняет название, лидера и идеологию – она становится для меня чужой.
- То есть выходите из партии?
- Я, можно сказать, уже вышел. Я вышел из партии с момента, когда «Родина» перестала называться «Родиной», когда стало ясно, что лидером «Родины» станет Миронов, когда было объявлено, что прежняя идеология заменена идеологией европейской социал-демократии. Я социал-демократом быть не собираюсь и никогда не собирался, за исключением ранней юности. Для меня партия исчезнет окончательно, когда будут реализованы замыслы Бабакова.
- Если сравнивать Миронова и Бабакова: кто из них, чисто гипотетически, больше подходит на роль лидера?
- Безусловно, Бабаков вообще никакой не лидер. Все его выступления по ТВ, в прессе - сплошь провальные. Что касается Миронова, то он, видимо, человек сам по себе хороший, но на телеэкране выглядит сущим идиотом. Ну что делать, если нет у него харизмы, если на людях он превращается в пугало... Поэтому, если из двух зол выбирать, то лучше пусть уж будет Миронов, он хоть так позорно не проваливается, как Бабаков. Хотя и Миронова сильным лидером не назовёшь. Это человек симпатичный в личном общении, скорее всего не негодяй, не коррумпирован, в общем, обычный российский обыватель, который волею судьбы оказался на одном из ключевых постов государства. В том, что он обычный человек, он мне симпатичен. В том, что он претендует быть вождем - он смешен.
- Кстати, говорят, что Александр Бабаков на вас очень обижается. Дескать, что он вам очень сильно помог, оплатив лечение в Бельгии после той самой голодовки, а вы его так критикуете …
- Это просто смешно! Я могу перечислить, что Александр Михайлович оплатил из своего кармана. Бабаковым было профинансировано издание моей книжки «Родина сражается», затем он оплатил мне охрану после потасовки с Жириновским, после нападения на моего сына им было профинансирована охрана моих детей в течение нескольких недель. А после голодовки у нас была совместная поездка на два дня в Ялту, но никакой Бельгии никогда не было. Да и не был я в Бельгии никогда.
- Можно много говорить о бесперспективности союза трёх партии, но согласитесь, что на выборах мэра Самары, партия Жизни показала очень хороший потенциал, который и не снился «Родине».
- Не думаю, что это утверждение справедливо. В Самаре очень сложная ситуация, связанная со сложными закулисными процессами. Решающую роль там сыграли не партийные аргументы, а административные и криминальные. Так что кандидат от партии Жизни выиграл не благодаря помощи Бабакова или Миронова, а благодаря совершенно другим структурам. Я в детали не посвящен, но точно знаю, что ни «Родина», ни Жизнь, ни их объединение здесь совершенно не при чём.
- Вы, в числе 23депутатов Госдумы поддержали идею «Русского марша». Нашла ли ваша инициатива поддержку среди других депутатов фракции «Родина»?
- На заседании фракции этот вопрос не обсуждался, но в частном порядке, безусловно, поддерживают. Но вообще, сейчас фракция ничего важного не рассматривает. Она не приняла заявлений о Кондопоге, она не смогла сформулировать свою позицию по Грузии – кто-то написал заявление от имени Александра Бабакова, которое и выставили в Интернете. По сути, фракция сейчас без лидера. Номинальный лидер фракции не ходит на заседания Думы, не выступает на фракции, в партии нет коллективного разума... В общем, всё достаточно грустно.
- Возвращаясь к « Русскому маршу». Сейчас там произошел раскол, из Оргкомитета вышло несколько организаций, обвинив его организаторов в сотрудничестве с фашистами и «оранжевыми» структурами. Что произошло на самом деле?
- Это общая болезнь патриотического движения. Но мне, конечно, не очень приятно, что православные организации, пусть и мелкие, ведут себя таким вот образом, в нашем грешном мире пытаясь выглядеть чуть ли не святыми праведниками. На самом деле, надо просто работать с молодёжью. Есть такая категория молодых людей, которая в качестве протеста использует фашистскую символику и фашистские жесты. Когда начинаешь с ними общаться, то выясняется, что на самом деле, ничего связанного с фашизмом нет, а есть просто такой крайний эпатаж. Те православные организации, которые испугались этого эпатажа, фактически отказались противодействовать этим опасным тенденциям в патриотической среде.
- Но я уверен, что их выход из оргкомитета «Русского марша» кем-то срежиссирован. Я не буду называть имён. Этим людям мешают не те, кто опасен своей неуправляемостью и может поддаться на провокацию, а Дмитрий Рогозин.
- 4 ноября помимо патриотов со своими акциями планируют выступить коммунисты и либеральные демократы с правозащитниками. Не считаете ли вы, что это может внести некоторую неразбериху, дезориентировать людей?
- Знаете, я к Зюганову отношусь очень негативно. Он своих избирателей обманывает. Они-то рассчитывают на него, как на марксиста-ленинца, а он таковым не является. Но если кто-то присоединится к коммунистам, то ради Бога, пусть идут в их колонне. А вообще, каждый в праве поступать как хочет, если это не выходит за рамки закона. В отличие от московских властей, если бы мы были у власти, мы бы ничего не запрещали.
- Но согласитесь, что, к примеру, Никита Белых очень странно будет смотреться в День народного единства во главе Антифашистского марша.
- Я думаю, что Никита Белых - не самый дурной персонаж современной политики. Я не рассматриваю подобных персонажей в качестве серьезного врага русского национального движения. Какую антинародную политику может вести Белых? Никакую. Он может высказывать какие-то глупые, несостоятельные идеи, за которые его можно критиковать, но политику у нас ведет власть, а не Никита Белых.
Читать эту статью на английском: Andrei Saveliev: "Homeland" was deprived of collective intelligence