15 мая 2006 года исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Булгакова, а «Булгаковский Дом» отпраздновал свое двухлетие. Как известно, дом-музей писателя располагается в той самой Нехорошей квартире, в которой поселился Воланд со своей свитой в романе «Мастер и Маргарита», и где постоянно происходят разные странные происшествия.
Во дворе играл московский джазовый оркестр, гостей кормили горячей рассыпчатой гречневой кашей, поили чаем с тортиком. Между посетителями то и дело мелькал клетчатый пиджак Коровьева-Фагота и черный хвост кота Бегемота.
Во дворике можно было сделать памятные фото - на миг перевоплотиться в булгаковских персонажей: ведьму, летящую на шабаш на свинье, стать Мастером или Маргаритой, для этого нужно было только просунуть свою физиономию в вырезанное окошечко в деревянной ширме. Рядом со входом в музей висит почтовый ящик с письмами для Мастера, а в одной из комнат квартиры есть ящик для писем с желаниями и любовных посланий.
После недолгой поздравительной речи гостей пригласили в музей-квартиру писателя.
Справка: Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Некоторыми черты планировки Нехорошей квартиры позаимствованы у квартиры №34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания по формуле 10=(3+2)х2. Квартира №50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов: «№13. - Дом Эльпит - Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание…» и др.
В 20-х годах в Москве был жилищный кризис. Его Булгакову довелось испытать на себе, когда вначале пришлось долго добиваться вселения в одну из комнатНехорошей квартиры, а затем проживать в ней с малоприятными соседями, чьи черты и характеры и позаимствовали персонажи «Мастера и Маргариты». Позже в 1934 году писатель переехал в трехкомнатную кооперативную квартиру в писательском доме (по адресу Нащокинский пер., 3-5, кв. 44).
Кстати, вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита» театр Варьете, в котором Воланд со свитой устроил сеанс мистификации, находится неподалеку от Нехорошей квартиры – теперь это Московский Театр Сатиры; прототипом театра Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг., располагавшийся по адресу: ул. Б. Садовая, д. 18. До 1926 года здесь размещался цирк братьев Никитиных, который упоминается в «Собачьем сердце».
В доме–музее Булгакова в день рождения писателя открылась новая экспозиция – выставка работ художника и графика Нади Рушевой. Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. За свою короткую жизнь художница выполнила свыше 10 000 работ (Надя Рушева умерла в возрасте 17 лет от кровоизлияния в мозг).
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
«Зойкина квартира». Вечером в «Булгаковском доме» зрители увидели спектакль «Зойкина квартира», поставленный режиссером и заслуженным артистом России Игорем Яцко.
В сентябре 1925 года Театр имени Вахтангова заплатил Булгакову аванс за написание комедии на бытовую тему. Писатель почерпнул сюжет из заметки в вечерней выпуске «Красной газеты», где было написано о раскрытии милицией карточного притона некоей Зои N, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. При аресте хозяйки были также задержаны пришедшие в притон за вином известные поэты Анатолий Мариенгоф (1897-1962) и Сергей Есенин (1895-1925). Премьера спектакля состоялась в октябре 1926 года по решению Главреперткома и утверждению коллегии Наркомпроса.
16 мая в музее-квартире Булгакова пройдет спектакль «Роман о Понтии Пилате» театра «Парадокс».
Празднование 115-летия со дня рождения Булгакова закончилось на Патриарших прудах огненным шоу и шествием персонажей из произведений писателя.
Некоторые из персонажей романа «Мастер и Маргарита» и их прототипы:
Алоизий Могарыч - журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков. Его прототипом послужил друг Булгакова, драматург Сергей Ермолинский. В 1929 году Ермолинский познакомился с Марией Чимишкиан, дружившей в то время с Булгаковым и его второй женой Л. Е. Белозерской. Через некоторое время молодые люди вступили в законный брак и сняли комнату в доме №9 по Мансуровскому переулку, принадлежавшем семье театрального художника-макетчика Топленинова, одного из прототипов Мастера. Этот деревянный домик стал прообразом жилища Мастера и Маргариты.
По мнению Л. Е. Белозерской, Ермолинский "по своей двуличной манере" "забывает то, что ему невыгодно помнить". История знакомства Мастера с Алоизинм Могарычем была написана уже во время смертельной болезни Булгакова - зимой 1940 года. Подозревавший Ермолинского в предательстве, писатель за пять дней до своей смерти эти подозрения отверг, однако нового варианта написать уже не успел.
Иван Бездомный - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. Одним из прототипов Бездомного был поэт Александр Ильич Безыменский. В редакции романа 1929 года упоминался памятник "знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933-м году осетриной", причем памятник располагался напротив Дома Грибоедова. (Безыменский был родом из Житомира). Ссора между поэтом Безыменским и Владимиром Маяковским была спародирована в романе ссорой Бездомного с поэтом Рюхиным.
Кот-оборотень Бегемот. По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Кстати, в доме-музее Булгакова живет свой Бегемот – черный пушистый кот.
Мастер - историк, сделавшийся писателем - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В архиве писателя сохранились выписки из газеты «Рабочая Москва» 1928 года, где под заголовком «Ударим по булгаковщине!» излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства.
Маргарита. Булгаков передал персонажу любовь к третьей жене, Е. С. Булгаковой, прототипу Маргариты. После запрета пьесы «Бег» в 1929 году Булгаков оказался в таком же безысходном положении, как и Мастер, когда все пьесы были запрещены, а прозаические произведения не принимались в печать. В романе он заставил автобиографического героя искать убежища в психиатрической лечебнице, сам же в жизни нашел выход в письме к И. В. Сталину.
«Булгаковский дом» был открыт 15 мая 2004 года и стал единственным постоянно действующим музеем писателя в Москве. В музее проводятся выставки, лекции булгаковедов, поэтические вечера, спектакли, работает кафе «302-бис», сотрудники разрабатывают пешеходные экскурсии по булгаковским местам Москвы.
При написании материала были использованы данные с Булгаковской энциклопедии www.bulgakov.ru.