Карьера

Работа VS Учеба – что важнее?

Не так давно Виктор Зубков встретился с учащимися ПТУ. Учащиеся спросили Зубкова про стипендии повышение. «Работать надо, а не на стипендию надеется» – посоветовал им Зубков.

Читайте также:

Жертва убеждений

А ведь действительно, совмещение работы с учебой сейчас – довольно популярная тенденция. Студенты стремятся как можно раньше начать работать, самоутверждаться, зарабатывать какие-то деньги, доказывать что-то родителям. Большинство населения России этих студентов поддерживает. По данным ВЦИОМ, 67% россиян высказывается «за» совмещение работы с учебой. Основные плюсы россиянам видятся в том, что работа позволяет обеспечивать себя материально, дает неплохие жизненные уроки и, главное, студент, приобретает опыт работы, который поможет ему в дальнейшем.

Хотя с последним и главным поспорить ничего не стоит. Высшее образование, которое в последнее время приобрело массовый и повсеместный характер, не дает всем желающим возможности найти работу по специальности. Вот, например, студент экономического факультета. Курса второго, скажем. Молод, амбициозен, все при нем. Ищет работу, долго, упорно, хочет применять получаемые им в вузе знания на практике. Работы для него нет, а денег заработать тоже хочется. И идет наш амбициозный студент либо курьером работать, либо в Макдональдс подносы носить. А насколько полезен для юного экономиста опыт ношения подносов или поездок по Москве – вопрос спорный. Остается только школа жизни, разве что.

Маша 18 лет, студентка одного из московских ВУЗов, в настоящее время работает курьером: «Я пошла работать в основном из-за денег. Сейчас мне карьера не слишком важна, хомут на шею еще найти успею. Думаю, как только ВУЗ окончу - все в лучшую сторону изменится»

Противников у работы во время учебы тоже насчитывается немало – это около 33% российских граждан. Более половины аргументирует это тем, что работа учебному процессу мешает. «Отсюда и выпускники с недостаточным уровнем знаний» - отмечали россияне.

Примечательно также то, что студенты самых престижных вузов и факультетов редко начинают работать раньше третьего курса, в то время как студенты обычных вузов трудятся уже с первого. Так, по данным опросов, проведенных Высшей школой экономики, работает 34,5% первокурсников из обычных государственных вузов, среди слушателей число работающих достигает уже 73,9%.

По словам экспертов, процент работающих студентов в ближайшие годы будет только расти. Хорошо это или плохо – судить пока сложно, слишком уж много взаимодействующих факторов.

Но возникает справедливый вопрос – А что же государство? Как государство относится к повальной трудовой, а не учебной занятости студентов? Если судить, хотя бы по Зубкову, то государство трудоустройство студентов поощряет. Думает ли оно при этом о качестве выпускаемых специалистов? Едва ли. Можно провести аналогию, с советским, скажем периодом. В советский период высшее образование виделось приоритетом и было чуть ли не обязательным. Отсюда стипендия, на которую можно не только заплатить на проездной, доступность образования, бесплатные общежития и тому подобное. Сейчас, когда количество платных мест в разы превышает бюджетные, а стипендии куда ниже прожиточного минимума о заинтересованности государства говорить сложно. Изменилось все. В том числе и отношения общества. Былой студент – романтик в длинном шарфе без гроша в кармане. Нынешний студент – юный маклер с горящим взором подрастающего менеджера среднего звена.

Саша Мерцалова