Обычно мы знаем о Древнем Египте то, что в нем были фараоны, пирамиды, боги со звериными головами и произведения искусства из золота.
Но культура Древнего Египта была намного сложнее, чем многим кажется. Египтяне играли в настольные игры, имели характерное чувство юмора и в целом были далеки от общепринятого мнения о них как о людях мрачных и проводящих дни в перетаскивании каменных блоков и поклонении жестоким богам.
Древние египтяне любили настольные игры. После долгого дня, проведенного в перемещении гигантских блоков для строительства пирамид, древним египтянам требовалось отдохнуть и развлечься. Популярным времяпрепровождением были настольные игры. Были игры для двух человек и для большого количества игроков. Если под рукой не было доски для игры, то поле могли нарисовать прямо на земле.
Одной из самых популярных игр была Сенет. Поле для этой игры представляло собой тридцать клеток по десять в ряду. Некоторые из клеток имели метки, обозначавшие удачу или неудачу. Игра представляла собой путь души в загробный мир, и выигрывал тот, чья фишка быстрее достигала его, минуя "плохие" клетки. Сенет была связана с сакральным.
Считалось, что победителю благоволят боги, а доски для игры нередко помещали в гробницы, чтобы они служили дополнительной защитой во время путешествия в загробный мир. Игра Асеб имела схожий смысл, но доска ее состояла из двадцати клеток. Для игры в асеб использовалась игральная кость. Так, чтобы освободить фишку от блока, требовалось выбросить четыре или шесть на игральной кости. Если фишка попала на занятое фишкой противника поле, то удалялась с доски. Правила двух других игр, Мехен и "Шакалы и гончие", неизвестны. Первая имела доску в форме свернувшейся змеи и фигурки львов, а во вторую играли с помощью палочек, сверху которых были изображения голов собак и шакалов. Палочки втыкались в поле для игры. Скорее всего, "Шакалы и гончие" была игрой-гонкой.
Египетское искусство считается мрачным и жестоким. Обычно нам показывают сделанные древними египтянами изображения различных ритуалов, сцен с богами или из загробного мира. Но это не означает, что у артистов того времени не было чувства юмора. Причем иногда оно проявлялось там, где традиция требовала почтительного отношения. В Фивах было найдено изображение, сделанное за две тысячи лет до нашей эры. На стене гробницы Даги, визиря фараона, художник изобразил умершего. Но вместо того, чтобы, как обычно, показать влиятельного человека в позе величественной умудренности, художник придал визирю вид одновременно подавленный и удивленный, как будто он был изумлен самим фактом своей смерти. На другом изображении, сделанном во времена правления фараона Аменхотепа III (1389-1349 годы до нашей эры), показаны писец и бабуин.
Это животное ассоциировалось с Тотом, богом письменности. При этом у бабуина комически преувеличенные пышные брови. Также художники не могли удержаться от того, чтобы не изобразить врагов Египта в комическом виде. Обнаруженная плитка из слоновой кости хранит на себе изображение захваченного ассирийского принца, движущегося странным образом и имеющего выпученные глаза. Конфликты с нубийцами привели к тому, что их стали изображать с преувеличенными и намеренно уродливыми чертами лица.