Спорт

Капоэйра – эликсир молодости

Ввести в поисковике Интернета название бразильского единоборства единоборства – капоэйра и отыскать телефон московского клуба оказалось простым делом. Ради профессионального журналистского любопытства я заглянул на тренировку и… сразу же задержался там всерьёз и надолго.

-Ну и чего просто так сидеть на лавочке?- сказал мне тренер, Руслан Тэймозу. Снимай ботинки да занимайся с нами!

-Да рад бы, - говорю, оглядывая свои заплывшие жирком бока, - Да у вас тут такие сальто крутят, на борцовских мостиках бегают, дерутся ногами стоя на голове. Я–то, простой смертный, разве так сумею?

-Ну, не сразу, конечно, но научим. Ведь вы же именно для этого к нам приходите! - ободряет Тэймозу.

Среди учеников главного московского мастера действительно нет никаких «сверхчеловеков», бандитов и монстров. Обычные студенты, хрупкие девушки, моложавая и подтянутая интеллигенция. Капоэйра для них – настоящее чудо, окунувшись в которое бросить уже невозможно – засасывает. И дело даже не в том, что каждый уже через месяц-другой занятий и драться научился, и танцевать, удивляет близких почти что цирковыми трюками. Спустя год после собственного «подключения» к занятиям, я заметил, что капоэйра ещё и омолаживает! Выходишь после тренировки на улицу и чувствуешь на четвёртом десятке лет, что тебе снова шестнадцать! Постепенно дошло до того, что незнакомые люди при первом знакомстве стали давать на 8-10 лет меньше.

Впрочем, Тэймозу говорит, что в этом нет ничего удивительного. Состояние бодрости и молодости до конца жизни – обычное для капоэйриста и называется аше. Бразильские мастера не говорят друг про друга «посмотрите, ему уже тридцать, а он все прыгает, как мальчик». Говорят - «ему только пятьдесят, но как многому он уже научился»!

К слову, одним из таких мастеров был и недавно скончавшийся на 89-м году жизни известный бразильский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Жоржи Амаду. Помните культовый фильм 70-х «Капитаны песчаных карьеров» по его книге о судьбе бразильских беспризорников? И сегодня каждый, кому посчастливилось побывать в Бразилии, не раз видел лихую игру капоэйристов прямо на улицах и пляжах Рио-де-Жанейро, Байи, Ресифи.

Наступает тёплый тропический вечер. Огромное красное солнце скатывается в океан, становится чуть прохладнее. Гибкие женщины инопланетной красоты и чернокожие красавцы под ритмичную музыку бубнов и африканских барабанов крутят гимнастические колеса, вышагивают на руках. Выполняют упражнения, способные в случае необходимости «заземлить» даже здоровенного, но неуклюжего бандита.

Разумеется, как и всякий эликсир силы и молодости, капоэйра экстремальна. Нагрузки сумасшедшие, потери веса после такой игры - как после сауны. Но это не значит, что она только для отмороженных. Травму тут можно получить лишь при попытках что либо «изобразить» в нетрезвом состоянии, а в достаточном объёме это танцевально-боевое искусство можно освоить и людям среднего возраста, и женщинам, и детям, и – не удивляйтесь! – даже калекам!

История капоэйры насчитывает пятьсот лет, но несмотря на это она была официально признана как спорт и национальное достояние Бразилии лишь в 1932 году, когда мастер Бимба открыл в городе Салвадор-да-Байя первую легальную школу. Такая несправедливость произошла потому, что ее придумали бесправные рабы. Те самые, что знакомы нам по бразильским сериалам на историческую тематику.

Когда-то они составляли большинство населения Бразилии. Начиная с открытия страны Педро Альваресом Сабралом в 1500 году португальцы перевезли через океан для принудительной работы на плантациях около пяти миллионов несчастных африканцев. Их малейшие попытки сопротивления жестоко пресекались. Разумеется, никто не разрешил бы африканцам изучать приёмы самообороны. Но они нашли нестандартный выход из положения – трансформировали в единоборство… свои танцы, подражания движениям животных и птиц.

Отрабатывая удары, делали вид, что просто танцуют под музыку, и плантаторы некоторое время не обращали внимания на вечерние пляски «подданных». А когда поняли – было уже поздно. Такие «фокусы» с непредсказуемым исходом поединка показывают и сегодня - за деньги иностранным туристам в бандитских фавелах вокруг Рио.

Тогда же были разработаны и приёмы, доступные инвалидам. Многие рабы были в результате экзекуций или «производственных травм» покалечены, лишены руки и ноги. Но они тоже думали, как постоять за себя и причленяли к борьбе свои «ноу-хау». Поэтому в капоэйре много движений как на обеих руках, так и на одной руке (например, колесо с разножкой Бику папагайу («клюв попугая»). А также на одной ноге, удары головой (кабесада), спиной, грудью и ягодицами.

Постепенно капоэйра разделилась на три основных стиля – более медленный и «прижатый к земле» Ди Ангола и высокоакробатичные, стремительные Ди Режиональ и Капоэйра Сензала. Однако, некоторые мастера такого разделения не признают, считая, что одно без другого и третьего немыслимо.

Рожденное рабами в условиях строжайшей конспирации, это боевое искусство в корне отлично от восточных. Многие удары, блоки и подножки стилизованы под невинные на первый взгляд акробатические или танцевальные движения. Да и по философии своей это не рассудительная дальневосточная сенсеева наука, а задорный бразильский карнавал с музыкой и танцами. Вся игра и даже разминка на тренировках идёт исключительно под музыку!

Там, где даже каратэист будет готовиться к удару ногой справа вовнутрь, капоэйрист нападет правой ногой слева, «двинув» ей наружу (удар кэйшада). А где по идее должен последовать блок и уход в сторону, капоэйрист падает в положение негачива, затем неожиданно прыгает вверх и сшибает врага мощным ударом ноги в грудь, встаёт на ноги, крутит сальто и убегает в тыл противника!

Почти во всех видах борьбы падение на землю означает нокаут и близость поражения. По этике лежачего даже не бьют! Но капоэйристы на землю… специально ложатся и это лишь начало «разборки»! Самые мощные удары наносятся именно из лежачего положения с опорой на руки.

В капоэйре, в отличие от бокса, важна не общая сила рук или ног, а использование инерции тела, набранного момента и импульса, вложенных в удар из самых непредсказуемых позиций. Противнику не подставляют хрупкую голову и слабые руки, как делают адепты «европейской» борьбы – бокса. Уязвимые части тела прячут ближе к земле, а во врага упираются сильные ноги и чугунный зад - самые защищенные!

Ритм музыки и удары, движения всегда созвучны – замедляется темп, замедляется и схватка. Но по все той же «конспиративной» традиции «бой» - если он не реальный, а учебный - не контактный. Удары лишь имитируются, причём так, что неподготовленный человек не поймёт как это вообще возможно – летит пятка в нос и вдруг замирает буквально в паре сантиметров… А секрет в том, что у капоэйристов постепенно нарабатывается отменный вестибулярный аппарат, и они легко рассчитывают конечную точку удара. Их задача – не избить, а не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто "перетанцевать".

В этом помимо дани уважения к отцам-основателям есть и рациональное зерно. Зачем без злого умысла калечить друг друга на тренировках? Поединок скорее похож на игру, и так и называется - жога («игра»). Неудивительно, что в секциях и клубах капоэйры немало детей и самых что ни на есть хрупких девушек, а «игра» между спортсменами разных возрастов, полов и весовых категорий – обычное дело.

Сергей Петрунин