Активный отдых

По следам нашей экспедиции: «Байкальский Стоунхендж» и другие загадки Священного озера - 3

Начало здесь.

Мы ступили на мыс Рытый рано утром. Но прежде, чем двинуться к интересующим нас объектам, нам предстояло войти в гармонию с окружающим миром. Шаман Валентин Хагдаев приступает к ритуалу задабривания Духа Места. Перед высадкой он предупредил, что все будет делать долго и кропотливо. Так и произошло на самом деле. Венцом обряда стало заклание агнца (барана) и его приготовление в огромном казане.

Всем участникам высадки было предложено отведать свежеприготовленное мясо, оставшуюся часть которого необходимо было съесть в течение трех дней. Исключение было сделано лишь для меня, вегетарианца со стажем. Моя жертва Духу Места составила несколько металлических рублей. Более того, Валентин позволил мне воскурить ладан, привезенный мной из Иерусалима. Все участники экспедиции омылись благовониями, а некоторые, продолжили процесс очищения в Байкале. И если для Александра Толстоухова, президента Федерации зимнего плавания, вход в озеро был обычным явлением, то для некоторых из нас это было настоящим испытанием.

Всего на исполнение таинств обряда ушло около 6 часов, и все это время с неба на нас лился мелкий дождик. Причем небесная вода снисходила из небольшого облачка, которое зависло непосредственно над местом ритуала, в то время как вокруг него светило солнце. На моей памяти такое было впервые.

Наконец, обряд завершился, и мы принимаем решение пройти вглубь мыса. И вот он – первый тур - нагромождение камней, сложенных в виде полуметровой пирамидки. Подойдя к нему, ноги у меня словно подкосились, и я принял решение остаться здесь. Мои товарищи восприняли это как непонятную прихоть, но, ничего не сказав, пошли дальше. Я же погрузился в глубокий сон.

Очнулся, как мне показалось, всего через несколько секунд и почувствовал тело словно заново рожденным. Все мое существо пронизывала необыкновенная легкость. В момент моего пробуждения к туру вернулись остальные участники экспедиции. От них я узнал, что на самом деле мой сон длился полтора часа. Мои товарищи выглядели уставшими и, как выяснилось, ничего толком увидеть им так и не удалось.

На корабль мы возвращались в полной тишине. Ночевать на Рытом Валентин не рекомендовал, и судно бросило якорь в близлежащей бухте. Когда ночь опустилась над мысом, нас ожидало феерическое небесное шоу. Контрастный иссиня–черный небосклон озаряла огромная луна, а вокруг нее сгорали сотни метеоров, составляя веселый танец звездопада.

Наутро без лишних слов мы вновь выдвинулись к цели нашего предприятия. Подойдя уже к знакомому туру, мы сделали привязку по местности. Сразу бросилось в глаза, что подобные пирамидки разбросаны в определенной последовательности. Все они составляли некую систему. Позже удалось понять ее суть. От каждого тура в поле видимости глаза лежали другие каменные холмики.

Поднявшись выше, стало понятно, что они составляют четкие линии, ориентированные на Восток. Но в то же время отличались своей направленностью. Позже Александр Бурмейстер высказал предположение, что линии ориентированы на зимний, летний и весенний восходы солнца. Также сверху было четко видно, что падь (ущелье) делит плато мыса на две равные и ровные части. Причем, система камней находится в левом секторе (если стоять спиной к пади), а правая свободна от каких-либо искусственных нагромождений.

Поднимаемся еще выше, и Бурмейстер показывает древнюю стену. Как выяснилось, он обнаружил ее еще в 1977 году, и 25 лет никому до нее не было никакого дела. Стена, высотой около полутора метров, и длинной около четырехсот метров аккуратно возведена из камней. Вдоль нее также из камней выложено нечто, похожее на дорогу. Но стена отличается одной странностью. На крепостную стену это не похоже, поскольку слишком коротка и невысока. К тому же, от кого защищаться на высоте 800 метров?.

Скорее всего, стена была многофункциональной. С одной стороны, ее окончания точно ориентированы на начало и конец каменной системы внизу. С другой стороны, стена вкупе с дорогой вполне могла быть акведуком. То есть в это место с какой-то целью подавалась вода. У бурят вокруг Байкала во многих местах выпаса скота очень грамотно выстроены системы орошения. Откуда они получили знания о заборе воды и ее грамотном использовании не известно.

Но, по мнению Валентина Хагдаева, стена Рытого никак не похожа на оросительную систему. К тому же, здесь мог располагаться маяк, указывающий ориентир для кораблей (не исключено и для воздушных). Вопросов самим себе мы задавали много, как много рождали и версий, взаимно исключающих друг друга. Что не вызывало сомнений, так это совсем древнее происхождение этого каменного комплекса.

Словно в подтверждение наших догадок прямо на стене мы находим четыре глиняных черепка, искусно обожженных и принадлежащих к весьма отдаленным временам. Валентин Хагдаев выдвинул версию, что они относятся к так называемой Культуре плиточных могил, отдаленной от нас на несколько тысячелетий и почти совсем не изученной. Принимаем решение - передать черепки археологам в Российскую Академию Наук.

Это поможет определить хотя бы примерный возраст каменных построек. Артефакты для хранения и дальнейшего исследования учеными решено передать организаторам экспедиции - компании «В мире фантазий». И пока ее представитель Максим Патрихалко, бережно упаковывает находки, один из нас высказывает мнение, что не лишним было бы присутствие на мысе и астроархеологов, которые занимаются подобными строениями, а также геологов, которые могли бы определить возраст камней и провести разведку острова на предмет полезных ископаемых.

Но пока их нет с нами, и мы делаем свои выводы. Название «Байкальский Стоунхендж» верно лишь по сути. Скорее всего, это действительно древняя погоризонтная обсерватория. Но она резко отличается от своих знаменитых собратьев. Как известно, все «стоунхенджи» построены примерно одинаково. Это круговые постройки, «ворота» которых сориентированы по оси Восток-Запад. Причем «главный вход» четко нацелен на точку летнего солнцестояния. Обычно они сложены их мегалитических камней, хотя, по утверждениям ученых, многие из них при первоначальном возведении могли быть и деревянными. Недалеко от них находятся жертвенники. На Рытом все так и не так. Ориентация по сторонам света схожа, но ворот нет.

В целом система (нижние камни и верхняя стена) имеет не круглую форму, а полусферическую. Мегалитов здесь тоже нет. Но интуитивно чувствуем, что жертвенный алтарь где-то должен быть, тем более он упоминается в легендах бурят. По дороге нам встретилось два, подходящих на эту роль, камня: один в виде бараньей головы, другой – со странной почти филигранно прорезанной посредине расщелиной, причем невидимый луч, исходящий от склона к озеру прорезает не только сам камень, но и сосну, которая растет прямо напротив него. Перед обоими камнями удобные площадки для исполнения ритуалов и отличный обзор на нижние камни.

Однако со стены мы все вместе видим очень любопытное строение … - пирамиду. Она находится в другой части мыса, но также на возвышенности. Пройдя горными тропами, где видны многочисленные следы разного зверья, подходим к пересохшему руслу реки. Она вытекает из ущелья и является естественной границей между двумя частями мыса. Пирамида на деле оказалась естественным гранитным образованием, с небольшим усечением на верху. Какова ее роль в загадочной системе, зачем «Байкальский Стоунхендж» был нужен, кто и когда его возвел? Ключ к ответам на эти вопросы мы обнаруживаем чуть позднее...

Читайте также:

Yoki.ru откроет тайны Байкала: подробности экспедиции на мыс Рытый.

Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса.

Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж.