Природа снов: электричество или психология?

Ряд современных исследователей природы сновидений приходят к выводу, что наши сны порождаются электрическими импульсами в мозге. Однако традиционно считалось, что сны имеют строго психологическую основу.

Первооткрывателем в этой области считается Зигмунд Фрейд. Его основная концепция – «вытеснение» - заключается в том, что люди не в состоянии воплотить в жизнь некоторые желания и стремления, которые и становятся сюжетами сновидений. Теория Фрейда анализирует стремления сексуального характера и их символику.

Согласно Фрейду, любой приснившийся цилиндрический предмет олицетворяет пенис, отверстие (вариант - предмет, в который вложен другой) – вагину, а тоннель или все, что напоминает тоннель - половой акт. Однако даже Фрейд признавал, что увиденная во сне сигара может быть «всего лишь сигарой».

Ученик Фрейда Карл Юнг в начале своей научной карьеры был убежденным последователем фрейдовской теории, но позже развил собственную, отличающуюся от классического фрейдизма. Юнг соглашался с учителем в том, что человеческие сны имеют психологическую основу. Однако, в отличие от Фрейда, Карл Юнг считал, что сны основаны не столько на наших базовых потребностях и подавленных («вытесненных») желаниях, сколько отражают черты личности и проблемы, над которыми мы «сознательно» размышляем, бодрствуя.

В 1973 году исследователи Алан Хобсон (Allan Hobson) и Роберт МакКарли (Robert McCarley) выдвинули собственную теорию природы сновидений, перечеркивающую и Фрейда, и Юнга. Согласно этой теории, сны  являются следствием электрических импульсов в человеческом мозге. Импульсы «будят» точечные фрагменты нашей памяти. Хобсон и МакКарли считают, что эти фрагменты не образуют никаких сюжетов, сюжеты – продукт  «бодрствующего» мышления, которое сразу же после пробуждения ищет смысл в увиденных образах и объединяет их в сюжеты.

Пять стадий сна: какие они?

Что же на самом деле происходит с мозгом спящего человека? Во время сна мы проходим 5 его стадий.

Первая стадия – совсем легкий сон,

сейчас нас очень легко разбудить. Снижается мышечная активность.

Вторая стадия – более глубокий сон,

замедляется дыхание и сердцебиение, понижается температура тела.

Третья фаза – глубокий сон,

на стадии которого в мозге «выстреливают» первые, слабые электрические импульсы.

Самый глубокий сон – на двух следующих стадиях.

Дыхание становится ритмичным, мышцы предельно расслаблены, электрические импульсы учащаются. Человек находится на пороге «глубокого» сна.

На пятой, заключительной, стадии

у человека начинают двигаться зрачки, дыхание становится беспорядочным и учащенным. Вдохи и выдохи неглубокие, сердцебиение учащается, поднимается давление. Электроразряды в мозгу становятся более частыми. И хотя сновидения могут посетить нас на любой стадии сна, вероятнее всего, они придут именно сейчас.

Как уже говорилось, индикатором «глубокого» сна являются движения зрачков. Это наблюдение сделали в 1953 году исследователь Юджин Асерински (Eugene Aserinsky), аспирант-физиолог Чикагского университета, и доктор Натаниэл Клейтман (Nathaniel Kleitman). На этой фазе сна тело человека фактически парализовано, зато активность мозга приближается к дневному уровню, иногда даже превышает его.

В течение ночи мы проходим через все стадии сна несколько раз. Но случается так, что «глубокого» сна достичь не удается (например, каждый раз в момент его наступления нас кто-то или что-то будит). В 1960 году преподаватель Школы медицины при университете Стэнфорд доктор Уильям Демент (William Dement) провел эксперимент на эту тему. «Подопытных» будили каждый раз, когда они, судя по внешним признакам, приближались к «глубокой» стадии. На следующий день люди отмечали излишнюю тревожность, раздражительность и повышенный аппетит, испытывали проблемы с концентрацией внимания.

Ряд исследований говорят о непосредственной связи между «глубоким» сном и способностью человека запоминать необходимую информацию. Впрочем, результаты этих исследований многократно оспорены. Оппоненты приводят примеры людей, которые после полученных мозговых травм полностью утрачивали способность к «глубокому» сну, при этом не испытывая никаких проблем с запоминанием.

Бесспорным фактом считается только связь между «глубоким» сном и способностью человека приобретать новые знания и навыки. Например, дети, чья способность к обучению гораздо выше, чем у взрослых, пребывают в этой стадии дольше, чем взрослые.

Только факты о сновидениях