Рассматривая вопрос о том, что мы знаем о космосе, можно сказать, что мы знаем меньше о космосе, чем о глубоком океане. Ведь мы не знаем, насколько велик космос (или даже существует ли только одна вселенная), и, вероятно, с достаточной уверенностью можно сказать, что мы, возможно, знаем больше об океане, чем о космосе.
Но не уходите далеко, потому что это не касается сути вопроса: наше знание океана, по сравнению с нашим знанием о космосе, который мы исследуем и который нам известен, удивительно тонко. Подумайте о том, что с 1969 года на Луну отправили 12 человек на несколько миссий, в то время как только трое людей спускались в самую глубокую часть океана — в Марианскую впадину. (И следует отметить, что одним из них был кинорежиссер Джеймс Кэмерон, который, как сообщается, потратил 10 миллионов долларов своих собственных средств на финансирование подводного аппарата.) Еще более поразительно? Океан занимает около 71 процента поверхности Земли, но целых 95 процентов этого океана абсолютно не исследованы.
Тем не менее этот процент немного вводит в заблуждение. Вся подводная поверхность океана была откартирована, но лишь с разрешением 5 километров. (Это означает, что мы видим любые объекты размером более 5 километров.) Это не означает, что мы исследовали или даже видели все дно океана, даже с помощью инструментов; это выполнено с использованием радара для измерения морской поверхности, что дает нам представление о том, где находятся выпуклости и углубления на дне океана. Это довольно крутое достижение, но карты дна океана все равно не такие детализированные, как карты планет вокруг нас. Если учесть, сколько из океанского дна мы действительно видели и можем сообщить, то речь идет о 0,05 процента океана, откартированного с самым высоким разрешением сонара.
Возникает вопрос: почему кажется, что космос является более важной целью для исследований, чем океан? Часть ответа заключается в легкости исследования. Конечно, трудно отправить в космос космический корабль или даже зонд. Но это также не так просто, как плавание на дистанцию, чтобы доставить человека на дно океана, где на вас идет давление, сравнимое с 50 магистральными самолетами. И помните, что в космосе у вас есть преимущество видимости: океан темен и безнадежно мутен. Получить там свет, который может проникнуть достаточно далеко, чтобы что-то видеть, — это непростая задача.
Так что, возможно, мы действительно понимаем больше о космосе, чем об океане, но это не означает, что у нас есть полное понимание обеих этих областей.