Техасская исследовательница Мельба Кетчам на днях сделала сенсационное заявление: ей удалось расшифровать ДНК снежного человека. Результатам пятилетнего исследования Кетчам еще предстоит пройти экспертную оценку, однако уже сейчас известно, что йети — родственник человека, а не отдельный вид представителя фауны.
"В ходе нашего исследования мы секвенировали 20 полных митохондриальных геномов. Применив секвенирование следующего поколения, мы получили три полных ядерных генома из образцов ДНК, предположительно, сасквоча, — говорится в пресс-релизе Кетчам. — Секвенирование генома показало, что митохондриальная ДНК сасквоча идентична ДНК хомо сапиенс, но ядерная ДНК — совершенно новая, принадлежащая неизвестному гоминину, родственному хомо сапиенсу и другим видами приматов".
Читайте также: Охота на снежного человека
Североамериканский снежный человек, как назвали "хозяина" ДНК исследователи, представляет собой помесь обычной женщины и мужчины-представителя того самого неизвестного вида гомининов, которые, судя по анализу ДНК, живут на земле уже как минимум 15 тысяч лет. Однако научное сообщество не спешит прыгать от восторга, и на то есть веские причины.
Во-первых, Кетчам поделилась только пресс-релизом, а не полноценным отчетом о проделанной работе. Во-вторых, ДНК она получила не из самого достоверного источника. По словам исследовательницы, образцы она взяла с недоеденного черничного кренделя, брошенного во дворе одного из домов в Мичигане. Почему Кетчам решила, что крендель не доел именно снежный человек? Да просто хозяин дома рассказал исследовательнице, что в его двор частенько забредают йети.
Журналист Эрик Бергер из Houston Chronicle провел свое мини-расследование и выяснил, что, хотя Кетчам и наработала 27-летний опыт генетических исследований за свою карьеру ветеринара, ее компания DNA Diagnostics получила от Better Business Bureau весьма низкий рейтинг — F. Но, что самое главное, Кетчам не дала провести научную экспертизу результатов своего исследования.
"Это красный флаг. Настоящие исследователи никогда не будут анонсировать результаты своей работы, — говорит Бергер. — По сути, она использует свою принадлежность к науке, чтобы добавить убедительности открытию, результаты которого фактически не заслуживают доверия".
Читайте также: Будет ли создан гибрид человека и животного?
Есть и другие моменты, говорящие не в пользу результатов Кетчам. Ее пресс-релиз не был опубликован ни в одном авторитетном издании и произойдет ли это в принципе неизвестно. А ведь любой солидный журнал будет только рад первым опубликовать у себя сенсацию.
Кроме того, над утверждением о том, что митохондриальная ДНК йети идентична человеческой, еще предстоит поразмыслить. Если это действительно так, можно выдвинуть две версии. Первая, которой придерживается Кетчам, предполагает, что предки йети 15 тысяч лет назад занимались сексом с женщинами, и их потомки-полулюди сейчас скрываются где-то в Северной Америке.
Вторая версия куда более прозаична, но и более вероятна: образцы, полученные Кетчам, были загрязнены. Кто бы ни оставил свою ДНК на обкусанном кренделе, — снежный человек, олень, медведь или кто-то еще — люди, которые собирали и обрабатывали этот образец, могли случайно "обронить" туда свою ДНК, чихнув или кашлянув. Никто, кроме членов команды Кетчам, не знает, в каких условиях был добыт образец ДНК — его могли взять как топ-специалисты, так и любители, не знающие всех тонкостей этой процедуры. Да и как команда Кетчам определила, что эта ДНК принадлежит именно сасквочу?
В предыдущих исследованиях ДНК, предположительно, снежного человека, образцы в результате были признаны "неидентифицируемыми". Однако "неидентифицируемый" не означает "принадлежащий йети". А причин, по которым установить принадлежность образцов определенному существу, хватает — может, они были загрязнены, а может, они изменились под воздействием окружающей среды. Вдобавок ко всему, эталонным образцом ДНК, железно принадлежащей снежному человеку, наука на сегодняшний день не располагает.
Читайте также: В Кузбассе вновь объявился йети
Если Кетчам располагает доказательствами своих слов, возможно, мир узнает новую сенсацию. С другой стороны, если исследовательница окажется неубедительной, миф о йети, к сожалению, так и останется мифом.