Возможна ли пересадка мозга? Как будут выглядеть люди будущего? Произойдет ли киборгизация человека? Каким оно будет, наше будущее? Об этом и многом другом в интервью главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказывает футуролог, трансгуманист, один из инициаторов создания первой за пределами США крианической фирмы "Наше будущее в заморозке" Данила Медведев.
— Огромное количество материй находиться внутри земли, и они никак не используются. Скорее всего, более развитая цивилизация займется геоинжинирингом. Все это будет перестраиваться с помощью технологий в ожидании все более мощных компьютеров. Мы будем жить виртуально. Точно так же ваше сознание будет находиться не в каком-то компьютере, а в определенной системе, но это никак не может быть уничтожено, даже если метеорит упадет. И на поверхности никто не будет жить, все будут жить в компьютерах.
Наша история человеческая характеризуется ускорением, для появления жизни потребовался миллиард лет, для появления многоклеточных — полмиллиарда, от появления гоминид до появления хомосапиенс прошло 900 тысяч лет, на три порядка меньше. А сто тысяч лет назад появился современный человек, затем появилась культура, появилось общество. Для науки потребовалось тысяча лет после появления сельского хозяйства, до появления компьютеров — десятки лет, и прогресс сейчас идет очень быстро, с этим связанна точка сингулярности.
Скоро будет так, что скорость прогресса очень ускорится, и все самое интересное произойдет за месяц. То есть за один месяц произойдет больше событий, чем за всю историю человечества.
И появится искусственный интеллект, более разумный, и прогресс будет идти быстрее.
Представьте, в компании "Интел" сейчас работает несколько тысяч инженеров. Предположим, что мы смогли перенести всех этих инженеров в компьютер и они работаю там, вот им нужно два года, чтобы сделать следующее поколение, когда они сделали это поколение, мы построили новые чипы, перенесли в этот компьютерный центр этих людей, и они стали думать быстрее. Им кажется, что с такой же скоростью, но мы со стороны замечаем, что быстрей.
— И все заживут мирно и счастливо?
— Мирно и счастливо — это от нас зависит. Мы и сейчас могли бы так жить, на земле достаточно ресурсов, чтобы так жить.
— Но почему тогда все иначе?
— Нет нормальной общей идеологии, скажем в России, философ Николай Федоров предложил идею, чтобы все человечество объединилось, чтобы победить смерть. Уже тогда многие писатели сказали — это мегагениально, но никто его план не стал реализовывать, хотя идеи получили свое развитие. Вернадский — это последователь Федорова, но на практике никто эту цель не заявил.
Мы считаем, что идеологией должно быть бессмертие, чтобы идеология трансгуманизма в какой-то степени стала общественной идеологией несмотря на то, что 99% людей слабо развиты, чтобы ее понять.
Если людям навязывают пиво, футбол, то в этом случае, конечно, людям тяжело в это вписаться, врубиться. Искусственные органы ведь мы не сегодня придумали, их придумали еще в 1960-е и начали эксперименты. В советском союзе были эксперименты, если говорить о пересадке органов, в 1940-ые — пересадка головы, когда Демихов пересаживал голову собаки на голову другой собаки. Все это было, Грохоненко занимался этим в 1930-е годы.
Единственное, что сегодня это массово и уже настолько распространено, что все люди это понимают. Допустим 10 лет назад мне было очевидно, что будет роботореволюция, и практически всю работу мы переложим на роботов.
— Вот все-таки, что такое футурология? Это наука о будущем?
— Футурология возникла как попытка создать науку о будущем. Затем футурологи натолкнулись на ряд проблем, прежде всего, они не смогли предсказать нефтяной кризис, и все пришли и сказали, ну, ребята, вы не смогли предсказать, мы больше вас не будем поддерживать. Футурологи от этого так легко не оправились, сказали, что есть много разных будущих, и переименовали свою науку в изучение будущего, потом появилось технологическое предвидение, и форсайт, давайте соберем все, что мы знаем и запишем. Футурологи свою актуальность не теряли никогда, мы можем знать, что-то про будущее, потому что мы разбираемся в будущем.
— Что значит, вы разбираетесь в будущем? То есть, если сердце искусственное, мы знаем, что у него гарантийный срок 15 лет?
— Нет. Мы знаем, что если какие-то вещи не противоречат законам природы, мы знаем с какой скоростью развиваются для этого технологические направления, мы можем сказать к какому году это будет реально. Мы уже сейчас можем сказать, что есть технологии, позволяющие парализованным людям ходить. Если мы посмотрим на скорость прогресса, один проект занимает 3 года, если вам нужно 3 поколения этих устройств сделать, значит 10 лет. Точно так же по роботам, сегодня мы видим — огромное количество роботов — андроидов начинает развиваться.
Подождите 10 лет, и я вам гарантирую — по Москве будут ходить роботы-андроиды, и вы их не отличите от человека. Не все, конечно, будут выглядеть, как люди, будут футуристичные такие, обтекаемые, красивые роботы.
— А как вы считаете, надо, чтобы по улицам ходили люди — андроиды?
— Они будут знать больше, чем обычные люди. Вопрос надо или нет не стоит.