В начале сентября Москва традиционно празднует дату своего основания князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Между тем, в одной из легенд об основании российской столицы, записанной в XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича, "народный герой" Долгорукий представлен жестоким захватчиком чужих владений, а вовсе не градостроителем.
Как гласит Ипатьевская летопись, в 40-х годах XII столетия ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий присоединил Москву, тогда всего лишь небольшое поселение на границе его княжества, к своим владениям. "Приди ко мне, брат, в Москов", — писал Юрий своему троюродному брату и союзнику, новгород-северскому князю Святославу Ольговичу. Встреча состоялась 4 апреля 1147 года. В честь прибытия Святослава был задан "обед силен". Видимо, празднование запомнилось надолго, ибо с тех пор 4 апреля 1147 года считается официальной датой основания города, превратившегося впоследствии в столицу государства Российского.
Меж тем, историки считают, что люди селились на месте нынешней Москвы еще пять тысяч лет назад. Оттуда же, из древнейших времен, пошло и название города. Одна из версий гласит, что оно произошло от двух корней: "моск" (на древнеславянском — "кремень") и "ков" ("прятаться") и означало буквально — "каменное укрытие".
Так или иначе, 1147 год стал "годом основания" столицы лишь из-за летописного упоминания. О более ранних московских временах нам способны поведать лишь археологические находки. Так, при рытье котлованов для строительства кремлевских дворцов рабочие наткнулись на остатки деревянных укреплений, возведенных в XI веке. Следовательно, Москва как укрепленный град существовала на момент официальной даты ее основания, по крайней мере, сто лет…
Еще один средневековый источник относит основание Москвы ко временам "Вещего Олега", того самого, о котором написал поэму Пушкин. Дело в том, что в более ранних хрониках упоминается о том, что киевский князь Олег основал множество новых городов. Это послужило поводом написать, что "Олег же нача грады ставите… и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва".
Куда более достоверной выглядит легенда о боярине Степане Кучке, современнике Юрия Долгорукого, владевшем селами на месте будущей Москвы. Согласно летописным источникам, князь Долгорукий ехал из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел "огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов… Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний".
Князь обратился за разъяснениями своего видения к одному греческому мудрецу. Тот истолковал его следующим образом: мол, в этих местах "встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов".
Продолжив путь, Долгорукий прибыл в град Москву, бывшую тогда во владении боярина Степана Кучки. Однако тот отказался впустить князя в свой город и не оказал ему должной чести. Тогда князь велел своей дружине захватить город. После непродолжительного боя княжеские ратники ворвались в город через главные ворота, а Кучка вместе с остатками своего разбитого войска во главе с воеводой Букалом бежали оттуда через малые ворота. Но далеко им уйти не удалось: в лесу их настигли и убили дружинники Долгорукого. Так Москва стала частью его владений.
Правда, как утверждают предания, князь милостиво отнесся к детям Кучки, выдав его дочь Улиту замуж за своего сына Андрея Боголюбского, а сыновей Якима и Петра сделав своими слугами.
Дети долгое время не знали о том, кто виновен в гибели их отца. Но однажды Улита встретила в лесу старца Букала — единственного уцелевшего из дружины боярина Кучки. Тот поведал ей все. Улита пересказала его слова братьям, и они решили убить сына Долгорукого Андрея Боголюбского в отместку за смерть отца. Яким и Петр напали на своего зятя во время охоты, но Боголюбскому удалось бежать от убийц. Однако они все равно нашли его и осуществили свой черный замысел.
Тогда верный слуга Андрея Давыд тайком переправился к брату своего убитого господина — Даниилу, князю Киевскому. Тот пришел с войском под Москву и потребовал выдачи убийц брата. Улита, Яким и Петр были казнены. После чего, как гласит легенда, Даниил Юрьевич сам стал московским князем.
Как ни странно, историки считают это предание самым правдоподобным из всех, рассказывающих об основании Москвы, так как оно подтверждается целым рядом действительных исторических фактов. Во-первых, в летописи среди убийц Андрея Боголюбского и впрямь упоминаются некие Яким и Петр Кучковичи. Во-вторых, есть летописное упоминание о том, что Москва раньше называлась Кучковым: "До Кучкова, рекше до Москвы". А источники XIV-XV веков неоднократно именуют одно из московских урочищ, расположенное в районе нынешних Сретенских ворот, Чистых прудов и Лубянской площади, Кучковым полем!
Читайте также:
Призраки коммунизма бродят по Петербургу
Городские легенды: пожар в доме призраков
Городские легенды: к "Слову о полку Игореве"