Память — одна из самых загадочных вещей, имеющих отношение к человеческому мозгу и мышлению. Почему одни вещи мы помним, а другие — забываем, почему нам порой кажется, что мы помним то, что никогда с нами не происходило? На самом деле всем этим якобы чудесам есть обоснованное научное объяснение, считают исследователи. Вот некоторые из них.
Речь идет об информации, которая поступает в мозг от наших органов чувств. При этом визуальные сведения хранятся в так называемой иконической памяти, а аудиальные — в эхоической.
Иконическая память способна удерживать информацию не более чем полсекунды, тогда как эхоическая — значительно дольше, 3-8 секунд. Поэтому, к примеру, голос другого человека мы запоминаем лучше, чем черты его лица.
Это открытие сделал в 1956 году американский психолог Джордж Миллер. Он выяснил, что если попросить человека с ходу запомнить ряд элементов, например, букв, цифр или названий объектов, то он запомнит семь плюс-минус два из них. Это связано с особенностями нашей так называемой кратковременной памяти.
Если элементов окажется больше, то можно запомнить их, только разделив на отдельные группы по семь элементов. Кстати, срок хранения информации в рабочей памяти составляет 18 секунд. После этого она забывается. Слова, не имеющие смысла, забываются быстрее, чем имеющие значение.
Как вы думаете, почему мы помним лица знакомых или функции, связанные с тем или иным предметом? Этому способствует долговременная память. Ученые делят ее на процедурную и декларативную. Первая связана с запоминанием базовых условных реакций на те или иные раздражители, а также действий. Вторая — с запоминанием фактов, таких, как имена, лица, даты и идеи.
В конце 60-х годов прошлого века Роджер Сперри и Майкл Гэззениг провели опыт на пациентах, у которых было расщеплено мозолистое тело, соединяющее мозговые полушария. Когда они помещали какой-либо предмет слева от испытуемого или клали его тому в левую руку, то человек не мог назвать предмет, но при этом прекрасно осознавал его назначение.
Если предмет размещали справа от пациента или клали ему в правую руку, больной безошибочно вспоминал его название, однако затруднялся объяснить, как можно применить эту вещь на практике.
Между тем у объема долговременной памяти нет границ, считают специалисты. Он сопоставим с числом мозговых синапсов — 1015.
Группе исследователей российского Курчатовского института во главе с Константином Анохиным удалось открыть генетический механизм запоминания информации. Выяснилось, что когда люди что-то запоминают и когда она вспоминают ранее усвоенные сведения, у них "включаются" одни и те же гены. Ученым пришло в голову, что при этом более ранние воспоминания стираются и заменяются новыми.
Они решили проверить, нельзя ли удалять отдельные фрагменты памяти насовсем. Сейчас разрабатываются методики стирания травмирующих воспоминаний путем погружения в виртуальную реальность и воздействия на мозг специальных веществ, блокирующих функцию "перезаписи".
Феномен "ложной памяти" известен давно. Так, еще в 70-е годы прошлого столетия в США была возбуждена масса судебных дел, связанных с насилием в семье. Люди "вспоминали", как в детстве подвергались физическому и сексуальному насилию со стороны кого-то из родственников. Но расследование не подтвердило этих фактов.
По-видимому, все "истцы" находились в некоем пограничном состоянии психики, в котором они нафантазировали себе вымышленные события, поверив, что это действительно с ними было…
Многочисленные эксперименты показали, что между памятью и работой воображения нет особой разницы. Если человеку внушали под гипнозом, что с ним что-то происходило, или же просто настойчиво убеждали в этом, то он чаще всего начинал воспринимать вымысел как факт своей биографии.
Исследователи из Университета Карнеги Меллона попросили 16 добровольцев запомнить ряд фактов, касающихся восьми вымерших животных. Речь шла, в частности, об их пищевых привычках и среде обитания. В то время как испытуемые усваивали информацию, ученые сканировали их мозг. Выяснилось, что хотя при запоминании активировались одни и те же участки мозга, комбинации активации различались, в зависимости от того, о каком животном шла речь.
Специалисты считают, что это открытие может сделать систему образования более эффективной, а кроме того, помочь страдающим старческим слабоумием или болезнью Альцгеймера, которые, как правило, характеризуются тем, что человек утрачивает способность вспоминать часть усвоенной в процессе жизни информации.
Читайте также:
Фотографирование плохо влияет на память?
Ученые научились "перезаписывать" память
Кто стирает нашу память? Амнезия случайная...