Кто не знает пословицу: "На тот свет с собой ничего не возьмешь". А китайцы пытаются ее опровергнуть. У них принято посылать своим предкам на тот свет подарки и даже деньги. Правда ненастоящие. С помощью этой "валюты" умершие родственники смогут сделать свое существование в потустороннем мире более комфортным, а заодно еще и помогут живым…
В китайский День поминовения усопших (Цинмин) родственники умершего отправляются на кладбище и преподносят ему подарки. Подношение зависит от размера кошелька и степени почтения к покойному.
Китайцы верят, что загробный мир мало чем отличается от нашего, а значит, усопшему необходимо обеспечить безбедное существование. Ему могут понадобиться и пища, и одежда, и разнообразные гаджеты, и, конечно, деньги… Последние особенно нужны, так как загробный мир полон разнообразных чиновников, ведущих учет прибывших. А они, как и земные чинуши, очень любят денежное вознаграждение и могут за него закрыть глаза на мелкие проступки…
Если близкие забывают о подношениях, то усопших ждет печальная участь. Голодные, без денег, мучимые жаждой, они превращаются в злых духов. То же ждет тех, кто не оставил после себя прямых потомков. Отсюда и знаменитое восточное чадолюбие, и почтение к умершим предкам…
В древности на жертвенный костер приносили настоящую еду, деньги, одежду, домашних животных и даже стройматериалы для загробного дома… Но умерших родственников становится все больше, а одарить нужно всех. Так получил распространение обычай заменять настоящие вещи и деньги их аналогами, выпущенными специально для загробных ритуалов.
Постепенно такие "заменители" настолько вошли в моду, что сжигание подлинных изделий и денег стало считаться дурной приметой. А если по неосторожности подарить "загробную" купюру живому китайцу, то можно столкнуться с негативной реакцией, подобно тому как мы реагируем на кладбищенский венок, подаренный вместо букета…
Подношения покойнику предстоит сжечь. Вместе с дымом они достигнут адресата. И тогда благодарные предки могут одарить своих потомков здоровьем и благоденствием, усмирить ссоры в семье. Их даже следует об этом просить. После исполнения насущной просьбы необходимо преподнести еще один подарок, в качестве благодарности…
Немаловажно, чтобы покойный знал, от кого именно поступил презент. Для этого в Китае выпускают специальные конверты, на которых пишутся фамилия и имя отправителя. А для верности практичные китайцы обозначают на конверте точный адрес, дату и время отправления "загробной посылки".
Официально этот обычай не приветствуется, но "загробно-подарочный" бизнес постоянно развивается. Первоначально "потусторонние деньги" делали из золотистой или серебристой бумаги. Иногда с помощью такой же бумаги имитировали слитки золота и серебра. Позднее стали использовать бумажные банкноты, причем на них даже ставят регистрационные номера.
С проникновением на рынок Китая долларов начали выпускать их имитацию в "загробном" варианте. Для правдоподобности на купюрах указывают, что выпустил их "Банк Ада", а портреты американских президентов заменяет изображение владыки потустороннего мира — Дицзан-вана.
На оборотной же стороне изображают здание, похожее на храм. На самом деле это и есть Банк Ада, который будто бы выпускает эту своеобразную "валюту"… Фасад здания украшен изображениями драконов.
Достоинство купюр зависит от их размера. Подчас они представляют собой имитацию древних денег на листах формата А4. А номинал обычно указывается в миллионах и триллионах. Бумага для выпуска таких "денег" может быть как дорогой, тонкой, шелковистой, так и дешевой, из грубого картона. Таким образом, и богатые, и бедные получают возможность одарить своих предков миллионным состоянием. Тем более, что стоят такие банкноты недорого — от 30 центов до доллара за пачку. В пачке, аккуратно завернутой в целлофан, находится 30-50 купюр. А в последнее время появились даже "загробные" карты VISA…
Все товары, предназначенные для обитателей загробной реальности, продают в специализированных магазинах. Там можно приобрести не только "потусторонний" эквивалент денег, но и разнообразный ассортимент "загробных подарков". Среди них имитации автомобилей, айфонов и прочих "предметов роскоши".
Фантазия производителей на этом не останавливается. Ведь набор ритуальных предметов для "загробной жизни" никак не регламентируется. Так, на прилавках можно увидеть бумажные эквиваленты виагры, экстази, презервативов, изображения девушек легкого поведения. Что ж, какие покойники, такие и "сувениры"…