Одним из самых известных древнерусских литературных памятников является "Слово о законе и благодати", изначально относящееся к жанру церковных проповедей и представляющее собой торжественную речь митрополита Киевского Илариона, жившего в XI столетии. Парадокс же в том, что о самом авторе "Слова" известно гораздо меньше, чем о его творении.
Святитель Иларион был 6-м митрополитом Киевским и Всея Руси и первым митрополитом, русским по происхождению, отчего носил прозвище Русин. Сведения о его личности довольно скудны. Считается, что именно его в летописях называют Ларионом.
Известно, что Ларион был священником в церкви Святых Апостолов в княжеской резиденции — селе Берестово близ Киева. Он являлся одним из самых образованных людей своего времени — судя по сочинениям, прекрасно владел греческим языком и читал в подлиннике творения Отцов Церкви. Существует даже предположение, что образование он получил в Константинополе или на Афоне. А возможно, ему пришлось побывать и в западных странах, где довелось познакомиться с обрядами католического богослужения…
Иларион вел аскетическую и отшельническую жизнь, в подражание древним палестинским монахам-анахоретам. Это, вероятно, понравилось правившему в то время Киевской Русью князю Ярославу Мудрому (около 978-1054). В хрониках "Повести временных лет" приводятся следующие строки: "Боголюбивому бо князю Ярославу любящю Берестовое и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ и попы многы набдящю; в них же бе презвутеръ именемь Ларионъ, мужь благъ, книженъ и постникъ…" Та же летопись связывает имя Лариона с основанием Киево-Печерского монастыря.
После того как Ярослав приблизил Илариона к себе, продолжает летопись, в берестовской "печерке" поселился инок Антоний, прибывший с Афона. Если верить Патерику Киево-Печерского монастыря от XIII века, именно Антонием был совершен обряд пострижения Илариона в иноки перед тем, как того поставили митрополитом. Случилось это в 1051 году.
В то время Киевская митрополия входила в состав Константинопольского Патриархата, и Киевские митрополиты назначались решением Вселенского Патриарха и византийского императора. Известно, что Ярослав Мудрый нарушил этот канон и возвел Илариона в митрополиты без разрешения константинопольского патриарха. Это был совершенно беспрецедентный случай.
Чем можно объяснить столь "нестандартный" поступок Ярослава Мудрого? Авторы Никоновской летописи, составлявшейся в первой половине XVI века, вспоминают о "бранях и нестроениях", которые возникали при князе Ярославе между русскими и греками. К тому же, в 1043 году приключилась война с Византией. Правда, на момент кончины предшественника Илариона, митрополита Феопемпта, между Киевской Русью и Византией был заключен мир.
Отечественные историки XVIII-XX веков полагают, что назначение Илариона митрополитом Киевским на соборе 1051 года связано с движением за обновление Церкви, выступавшим, в частности, за восстановление древнего канонического права "периферийных" соборов на избрание епископов. Так или иначе, Константинопольской патриархии пришлось признать решение собора "легитимным": имя Илариона значится в официальных списках русских митрополитов.
Еще одно упоминание имени митрополита Илариона связано с освящением им в Киеве храма во имя Святого Георгия — небесного покровителя Ярослава Мудрого. Об этом повествует русский Пролог. Храм был освящен 26 ноября, год, правда, неизвестен — где-то с 1051 по 1053-й… Но с той поры день Святого Георгия, с которым связана известная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!", навсегда вошел в анналы церковных праздников.
На своем почетном духовном "посту" Иларион пробыл недолго. Поскольку во II Новгородской Летописи под 1055 год упомянуто имя уже другого Киевского митрополита — грека Ефрема, историки предполагают, что Иларион к этому сроку либо умер, либо был смещен или оставил кафедру по какой-то причине после смерти Ярослава Мудрого в феврале 1054 года. Впрочем, многие называют годом его смерти все-таки не 1054-й, а 1055 год. Есть также мнение, что после кончины князя Ярослава Иларион сложил с себя обязанности митрополита и удалился в Киево-Печерский монастырь, где ныне покоятся его мощи. Не исключено, что именно его упоминает знаменитый летописец Нестор (около 1056-1114) в "Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского", говоря о некоем чернеце и книгописце Иларионе, "бяше бо и книгам хытр псати". Однако нельзя делать однозначных выводов только на основании совпадения имен.
Также нередко высказываются предположения об участии Илариона в составлении летописей. В частности, считается, что он автор труда под названием "Сказание о первоначальном распространении христианства в Руси". Но это — вопрос достаточно спорный.
Достоверных сведений о канонизации святителя Илариона тоже не имеется. Но несмотря на это, русская церковная традиция почитает его святым. Память Илариона, митрополита Киевского, празднуется 28 сентября.
Читайте также:
Люди-загадки: тайный код аббата Тритемия
Люди-загадки: близнец самому себе