Самый дружелюбный инопланетянин всех времен и народов Е. Т. (сокращение от ExtraTerrestrial — "внеземной") в этом году отпраздновал свой 30-летний юбилей. 26 мая 1982 года зрители увидели "историю, тронувшую мир" — именно так звучит официальный слоган фильма. Российская премьера, кстати, отстала от мировой на 20 лет — в нашей стране картину показали лишь в августе 2002 года. Однако, несмотря на приличный возраст Е. Т., в биографии инопланетянина по-прежнему полно белых пятен. Их-то мы сейчас и "раскрасим".
Е.Т. изначально задумывался как фильм ужасов. Спустя несколько лет после выхода "Близких контактов третьего рода" Спилберг решил вернуться к теме визита космических пришельцев на Землю. Однако на сей раз картина ему привиделась довольно мрачная. По некоторым данным, режиссера вдохновил реальный случай — семья фермера из штата Кентукки утверждала, что их терроризируют инопланетяне.
Сценарий под названием "Ночные небеса" Спилбергу дал его коллега-режиссер Джон Сейлс. Речь в нем шла, как нетрудно догадаться, о семье фермера и пришельцах, которые могли убивать окружающих одним прикосновением своего длинного костлявого пальца. Впрочем, среди пришельцев был и положительный персонаж — Бадди, подружившийся с фермерским ребенком-аутистом. Но как только съемочная группа приступила к работе над фильмом, Спилберг резко поменял концепцию, решив пойти в совершенно противоположном направлении и представить зрителям куда более оптимистичный вариант развития событий. Сейлсу Спилбег предложил переделать сценарий, но тот отказался, и в 1984 году снял по своему сценарию "Брата с другой планеты".
Решив, что "Ночные небеса" слишком мрачны, Спилберг вспомнил о своих разговорах с отцом. Фанат научной фантастики, он утверждал, что представители развитых цивилизаций должны проповедовать высшие идеалы. "Мой отец всегда говорил мне, что если за пределами Земли и есть кто-то, то они хорошие, а не плохие", — позже скажет Спилберг. Решив рассматривать прилет инопланетян на Землю в положительном ключе, режиссер приправил свою идею кусками из первоначального сценария Сейлса и придумал сделать Е. Т. этаким гадким утенком, нежным существом с непривлекательной внешностью, которого может любить только его родная мать.
Своими идеями Спилберг поделился с Мелиссой Мэтисон, на тот момент подругой, а позже — женой Харрисона Форда. По удачному стечению обстоятельств, Мэтисон была сценаристом, поэтому научно-фантастический ужастик в ее интерпретации получился научно-фантастическим семейным фильмом. Парочка даже предусмотрела в своем общем сценарии роль для Форда — он должен был играть директора школы, который вызывает Эллиота в свой кабинет, однако эти сцены так и не вошли в окончательный вариант картины.
Сегодня практически в каждом фильме можно найти примеры продакт-плейсмента — ненавязчивого мелькания в кадре того или иного бренда. Так было и 30 лет назад. В картине, главными героями которой являются инопланетянин и дети, просто не обойтись без сладостей. Сейчас Mars Inc. наверняка кусает локти от досады, ведь тогда компания не разрешила создателям фильма показывать в их картине M&M's. Е. Т. посчитали слишком уродливым, чтобы находиться в одном кадре с конфетами, да и дети, мол, могут испугаться и расстроиться. Место M&М's в результате заняли шоколадки Reese's Pieces производства Hershey's, что способствовало росту продаж компании на невероятные 65 процентов.
Имея опыт работы с детьми (в "Близких контактах третьего рода" снимался пятилетний Кэри Гаффи), Спилберг без малейшего страха приступил к отбору малышей для съемок в "Е.Т.". Одной из трех главных героинь стала Дрю Бэрримор — режиссера покорила ее энергичность, а в особенности заявление о том, что Дрю играет на барабанах в панк-группе "Фиолетовые пожиратели людей". Роберту МакНэйтону, который играл старшего брата Эллиота — Майкла, пришлось посложнее: его утвердили на роль только после восьми прослушиваний.
На центральную же роль Эллиота актера не могли найти очень долго. Спилберг и его помощники просмотрели сотню мальчиков, пока в один прекрасный день на пробы не пришел десятилетний техасец Генри Томас. Поначалу актерские способности мальчика не очень-то впечатлили съемочную группу, но когда его попросили разыграть сценку, в которой он скрывает своего инопланетного друга от правительственного агента, настойчиво стучащегося в дверь, Спилберг сотоварищи остались в полном восторге. То, как мальчик прочитал свою роль, и его вполне искренние слезы (на пробах Генри думал о своей умершей собаке, чтобы сыграть достовернее) никого не оставили равнодушным. "О'кей, малыш, ты получил эту роль!" — заявил Спилберг.
Людей, не знакомых с голливудской практикой снимать эпизоды не в хронологическом порядке, а вразброс, часто удивляет, что первый съемочный день начинается с, допустим, 34-й страницы сценария. Однако "Е.Т." стал редким исключением из правил. Спилберг решил снимать все строго по порядку. "Я настаивал на том, чтобы фильм снимался с самого начала, чтобы дети понимали, где они были вчера, но при этом не знали, что с ними случится завтра. Таким образом, как и в реальной жизни, каждый день преподносил им сюрпризы. А когда Е. Т. умирал, Дрю, Генри и Роберт на самом деле поверили, что это происходит в реальности", — объяснил режиссер.
Определиться с внешностью Е. Т. было нелегко. Главной задачей Спилберга было сделать так, чтобы его инопланетянин, во-первых, не походил на всех остальных киношных пришельцев, а во-вторых, был бы настолько отличен от человека, чтобы у зрителей и мысли не возникало о том, что внутри этого существа сидит актер. Мелисса Мэтисон представляла себе Е. Т. невысоким и землисто-болотного цвета — неудивительно, учитывая ее специальность ботаника. Окончательный же образ Е. Т. Спилбергу помог создать мастер спецэффектов Карлос Римбальди, который уже работал с ним на "Близких контактах третьего рода". В "родители" инопланетянину Спилберг выбрал Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя и его коллегу по цеху Карла Сэндберга. А озвучивала Е. Т. пожилая женщина со скрипучим голосом, выкуривавшая на протяжении всей своей жизни по две пачки сигарет в день.
Читайте также:
Контакт с пришельцами может убить
"Непознанное" от Yoki.ru: самые популярные статьи
Стивену Спилбергу 61. Детские страхи и творческий путь короля блокбастеров