Если бы кто-то попросил вас создать саундтрек вашей жизни, какие песни попали бы в плейлист? Вы бы взглянули на то, что было на чартах в прошлом году? Или выбрали бы альбом, который играл, когда вы и ваши друзья из колледжа совершили путешествие? Насколько музыка, которая определяет вас — ваш стиль, ваши предпочтения, вашу личность — была популярной, когда вы были подростком?
Популярные психологи называют это явление "заморозкой вкусов".
Теория заключается в том, что наши музыкальные предпочтения кристаллизуются в период с конца подросткового возраста до ранних двадцатых лет — это период повышенной эмоциональной и социальной активности. Действительно, Даниэль Левитин, директор Лаборатории восприятия, когнитивных и экспертных исследований музыки в Макгиллском университете, назвал 14-летний возраст "магическим для формирования музыкальных вкусов" в статье в New York Times.
"Половые гормоны, которые вырабатываются в период полового созревания, делают все, что мы переживаем, включая музыку, кажущимся очень важным", — написал он.
Петр Яната, профессор психологии в Центре разума и мозга в Калифорнийском университете Дэвис, соглашается с этим. Яната изучает, как музыка может вызывать сильные воспоминания, даже у пациентов с болезнью Альцгеймера. Он говорит, что мы ассоциируем сильные эмоциональные воспоминания с музыкой, особенно с музыкой нашей молодости. Это все часть так называемой "вспышки воспоминаний".
"Вспышка воспоминаний — это предпочтительное восстановление воспоминаний из наших подростковых и молодых взрослых лет", — говорит Яната. — "Для многих подростков музыка является важной частью их жизни. Она является важной составляющей социальной и эмоциональной ткани этих лет".
Но Яната сомневается, что эта ностальгия имеет достаточную силу, чтобы определить наши музыкальные предпочтения на протяжении всей жизни. Он видит более сильную связь между личностью и музыкальными предпочтениями, а также эмоциями и музыкальными предпочтениями.
"Люди очень хорошо подбирают музыку, которая соответствует их эмоциям в конкретное время суток", — говорит Яната. — "Они также используют музыку для регулирования своих эмоций. Личность и регулирование эмоций могут действительно определять музыкальные предпочтения, будь то общие предпочтения, охватывающие годы, или меняющиеся изо дня в день или даже из часа в час".
На первый взгляд, "заморозка вкусов" звучит достаточно убедительно. В конце концов, если вам за 30, вероятно, вы слышали последний хит, звучащий из проезжающей машины, и подумали: "Музыка была лучше в те дни".
Но действительно ли вы слушаете музыку вашей юности? Она все еще звучит в вашей жизни? И насколько отличается способ потребления музыки сегодня — особенно после появления потоковых музыкальных сервисов — по сравнению с прошлой эпохой топ-40 радио и микс-кассетами?
Подростки практически исключительно слушают самые популярные песни и исполнителей
Со временем, когда слушатели переходят в двадцатые годы, их доля популярной музыки стабильно снижается.
К тридцатым годам большинство слушателей устанавливается на "грув" музыке и исполнителях, которые далеки от вершины чартов.
Усиливает ли эта статистика Spotify аргумент в пользу "заморозки вкусов"?
На самом деле нет. Все, что она доказывает, это то, что по мере взросления люди слушают менее популярную музыку.
Как указывает автор исследования Аджай Калиа, это можно объяснить двумя вещами: во-первых, слушатели возвращаются к своим любимым старым группам, которые больше не находятся в чартах (то есть заморозка вкусов), и во-вторых, они открывают для себя новую музыку, которая не звучит на топ-40 радио.
Вот еще одна статистика из данных Spotify, которая, кажется, подтверждает ту теорию, что у взрослых слушателей разнообразные, а не замороженные вкусы. Пол Ламере, работающий в The Echo Nest, службе музыкального интеллекта, проанализировал пользовательские данные и обнаружил, что люди в возрасте от 25 до 34 лет слушают больше музыки и имеют больше активно прослушиваемых исполнителей, чем любая другая возрастная группа на Spotify, включая подростков и студентов колледжа.
Шон Райан является отличным примером того, как даже "пожилой парень" может избежать заморозки вкусов. Шону 40 лет, он недавно стал отцом и является старшим менеджером в крупной консалтинговой фирме в Вашингтоне. Он говорит, что практически никогда не слушает группы, которые ему нравились в подростковом возрасте, хотя много из его новой музыки относится к похожим стилям и жанрам. Он приписывает свой разнообразный плейлист друзьям, у которых совершенно разные вкусы, и, что интересно, своему ежедневному поезду на работу.
"Каждый день я слушаю Sirius XMU по дороге на работу, а дома использую Pandora", — говорит Райан. — "И я определенно принимаю предложения. Если я нахожусь в Google Play Store, и там написано, 'людям, которым понравился X, также понравился Y', я послушаю несколько бесплатных песен, чтобы посмотреть. Иногда что-то цепляет, и я покупаю это тоже".
Потоковые музыкальные сервисы используют сложные алгоритмы, чтобы предсказать ваш музыкальный вкус и предложить новые группы, которые подходят вашему профилю. В эпоху цифровых технологий намного проще найти новую музыку, даже если 13-летний подросток не захочет ее слушать.
И иногда 13-летний подросток и его дедушка имеют больше общего в музыкальном отношении, чем они могут признать. Пол Ламере обнаружил, что два самых популярных исполнителя, которых слушали 64-летние люди в 2011 году, были Бруно Марс и Элвис Пресли. Для 13-летних был - One Direction — и Бруно Марс.