В 1998 году губернатор Джорджии Зелл Миллер попросил своих законодателей выделить достаточно денег, чтобы каждому родителю новорожденного ребенка в штате выдать компакт-диск с классической музыкой. В конечном итоге компания, специализирующаяся на производстве компакт-дисков с классической музыкой именно для младенцев, предложила бесплатные диски для амбициозных новых родителей.
Губернатор заверил штат, что прослушивание классической музыки, пока ребенок еще находится в колыбели, улучшит навыки, необходимые для математики, инженерии и даже шахмат.
Чтобы убедить законодателей, губернатор Миллер включил композицию "Ода к радости" Бетховена для собравшихся, хотя неизвестно, улучшила ли это интеллект тех, кто был присутствовал в тот день.
Но то, что он сделал, — это привлекло больше внимания к так называемому "Моцартовскому эффекту". Этот термин стал известен после исследования, которое, казалось, показало улучшение среди студентов колледжа, которые слушали классическую музыку (в частности, "Сонату для двух фортепиано ре мажор" Моцарта) в течение 10 минут перед участием в тесте, включавшем складывание и разрезание бумаги.
Другие группы слушали запись для релаксации или вообще ничего не слушали. Группа, слушавшая Моцарта перед тестом, набрала в среднем на 8-9 баллов выше, чем остальные группы. Однако через 15 минут подъем, кажущийся вызванным классической музыкой, исчезал. Когда эта статья была опубликована в журнале Nature, последующие разговоры о ней быстро начали связывать близость к классической музыке с общим улучшением уровня IQ.
Зелл Миллер обратил внимание на эту проблему благодаря книге "Моцартовский эффект", написанной Доном Кэмпбеллом, а также разнообразными компакт-дисками и кассетами, которые начали наполнять рынок под названиями вроде "Барокко для малышей".
Это была отличная бизнес-идея
С учетом научной поддержки и большого количества встроенной рекламы, единственным необходимым компонентом был потребитель, который почувствовал бы вину, если бы не приобрел продукт.
Но действительно ли музыка может сделать вашего ребенка умнее?
Кода Моцартовского эффекта
Когда первоначальные сообщения о влиянии музыки на обучение и развитие появились, неудивительно, что возникло много волнения. Если улучшение успеха студента на вступительном экзамене в колледж может потребовать только прослушивания записи, можно понять, почему многие старшеклассники и их родители проявляли большой интерес. И если прослушивание той же записи для младенца могло бы начать подготовку ребенка к этому же тесту — но с 17-летним стартом, — то новые родители наверняка не захотят лишать своего младенца такой возможности, особенно за стоимость нескольких кассет или дисков.
Однако, хотя музыка Моцарта и других композиторов доказала свою пользу в неожиданных областях, последующие тесты смягчили энтузиазм относительно связи между музыкой и интеллектом развивающегося ребенка.
Обширный обзор исследований, проведенный исследователями из Венского университета, показал, что нет связи между прослушиванием классической музыки и развитием пространственных способностей мозга.
Интересно, что младенцы в одном тесте, казалось, узнавали музыку, которую родители часто играли во время беременности, хотя когнитивной пользы, казалось, не существовало.
На рынке есть еще один продукт, претендующий на то, что предварительное воздействие звуков, отличающихся немного от сердечного ритма матери, будет способствовать развитию аудиторной дискриминации плода и, следовательно, улучшению способности к обучению.
Хотя было продано тысячи и тысячи таких устройств (небольшой аудиоплеер, прикрепленный к поясу для живота беременной женщины), нет научных доказательств того, что их использование приносит какую-либо пользу.
Однако музыка может расслабить вашего ребенка до такой степени, что он начнет поправляться. Исследования показали, что недоношенные младенцы, которым в стационаре неонатального интенсивного ухода давали слушать классическую музыку, набирали больше веса. Это происходит потому, что музыка расслабляет ребенка, который меньше беспокоится даже тогда, когда музыка не играет.