Звезда боевиков Джеки Чан уходит на пенсию, унося с собой целую киноэпоху. Его герои всегда были ловкими, чудаковатыми и неизменно добродушными. Теперь в кино наступила эра спецэффектов и серьезных супергероев, и Чану, как признается он сам, в ней не место. Но на пенсии актер не собирается сидеть в кресле-качалке, Джеки займется благотворительностью.
Его раскосые глаза, обаятельная улыбка и нос-картошка знакомы не одному поколению зрителей. Джеки славился и своей честностью на экране: большинство трюков он выполнял сам. Так что форма знаменитого, совсем не китайского носа у Чана не от природы. Джеки так часто получал травмы на съемочной площадке, что к середине жизни оказался буквально склеен по частям, а страховые компании по всему миру внесли его в черный список: уж слишком убыточный клиент.
Настоящее имя актера — Чэнь Ганшэн, что дословно означает "рожденный в Гонконге". В трогательном отношении Джеки и его родителей к родине нет ничего необыкновенного. В 1954 году Гонконг был чем-то вроде островка свободы в море коммунистического Китая. Когда Чэну было шесть лет, его родители уехали на работу в Австралию, там они устроились во французское (по другим данным — американское) посольство: отец — поваром, мать — горничной. От местных друзей будущая звезда боевиков и получил европеизированное имя Джеки.
Однако когда мальчику пришло время идти в школу, родители решили, что Джеки должен получать образование на родине, и отправили его в закрытый пансион. Можно догадаться, что годы стали не самыми счастливыми в его жизни. До шестнадцати лет Чэн-Джеки был учеником закрытой гонконгской Оперной школы. Но не думайте, что там учили только вокалу и танцам. Наряду с традиционной школьной программой ученики осваивали боевые искусства, актерское мастерство и философию. В школе царила жесткая дисциплина: ученики вставали в 5 утра и занимались практически до ночи, наказания за провинности были жесткими, а вот хвалить детей было не принято.
"Каждый день я молился в этой академии только об одном: чтобы учителя меня не били. Тренировался каждый день с пяти утра до ночи и молился. Как-то просыпал горсть риса на пол, так такой удар палкой получил — мало не показалось", — впоследствии признавался актер.
Сначала, признается Чан, он ненавидел родителей за такую жестокость, мечтал сбежать из интерната — до тех пор, пока не осознал, что бежать ему некуда. Зато когда ему было восемь лет, некоему продюсеру потребовался хорошо тренированный мальчик на второстепенную роль в фильме местного производства…
Так он стал каскадером. Джеки признается: "Все меня хотели в свои картины заманить. И я понял тогда, когда стал знаменит на весь азиатский мир (сначала-то Голливуд меня в упор не видел), что родители хотели как лучше и сделали для меня все, что смогли".
Действительно, со времени своего дебюта юный актер снялся во множестве картин, а в 17 лет получил свою первую главную роль в фильме "Маленький тигр из Квантунга". Дальше роли посыпались на Чана как из рога изобилия. В 1978 году он выпустил свой первый режиссерский проект "Змея в тени Орла", где также сыграл главную роль.
За свою жизнь Джеки Чан снялся более чем в сотне фильмов. "Доспехи Бога", "Близнецы-драконы", "Час пик" — по этим картинам Джеки знают практически в любой стране мира. Одним из последних его проектов стал фильм "Каратэ-пацан", где он исполнил роль восточного наставника юного американца. Его маленького ученика сыграл Джейден Смит, сын известного голливудского актера Уилла Смита. Чан шутил, что так полюбил мальчика за время съемок, что готов был отобрать его у Уилла и усыновить.
Со своим собственным сыном у Джеки отношения напряженные: актер, будучи женатым, заводил многочисленные романы на стороне. "Жена простила меня, а вот сын — наверное, нет", — сокрушается Чан. Это, пожалуй, единственное, о чем он жалеет в жизни: "Я был неотесанным чурбаном в отношениях с женщинами".
В следующем году Джеки исполняется 59 лет, и это, по его словам, отличное время для выхода на пенсию. На днях Джеки Чан признался, что картина, в которой он сейчас снимается, станет в его кинокарьере последней. "Я уже не такой молодой, как когда-то. В кино теперь появились новые технологии, эффекты, компьютерная графика. Поэтому этот фильм для меня — последний. Я не хочу больше рисковать жизнью, чтобы из-за трюков на съемках как-то оказаться в инвалидной тележке. Хватит!".
На заслуженном отдыхе Джеки собирается целиком посвятить себя благотворительности, которой занимается уже давно: "Я стал гораздо крепче спать по ночам, зная, что днем сумел кому-то помочь, — говорит он. — Пускай это будет даже один человек. Все люди должны помогать друг другу. Мне, во всяком случае, никогда в помощи не отказывают, нигде". В первую очередь Джеки намерен продать на аукционе свой роскошный Bentley и отдать деньги нуждающимся.