Вместе с утренней гимнастикой социалистические идеалы подарили человечеству и нудизм — детище немецкого учителя Адольфа Коха. Новое течение зародилось в Германии в период между двумя мировыми войнами. Первые публичные проявления натуризма разочаровали падких на клубничку зевак, но то было только начало. Лучшие дни мирового нудизма были впереди.
Первые натуристы считали себя ни больше ни меньше революционным авангардом воинствующего пролетариата. В двадцатые годы прошлого века последователей натуризма или нудизма вдохновляли модные тогда идеи социал-демократии и коммунизма. Это было революционно, модно и лишь впоследствии ханжеская мораль "обуржуазившегося" социалистического общества замалчивала историю первых славных лет становления нудизма.
В русский язык словечко "нудизм" пришло из французского языка, где "ню" означает "обнаженный". Однако на родине социал-демократии в Германии принято говорить о Freikörperkultur — "культуре освобождённого тела". Почувствуйте, разницу!
Харизматическим, хотя и не бесспорным лидером левых поклонников немецких нудистов, объединённых в "Конфедерацию свободных людей", был родившийся в 1896 году учитель Адольф Кох. Его новаторские педагогические эксперименты в области натуризма и здорового образа жизни не могли не вызвать, с одной стороны, интереса со стороны либеральных кругов Берлина, а с другой, ожесточённого сопротивления праворадикальной оппозиции.
Яростные атаки из правого лагеря, левакам казались неправильными, и только поднимали репутацию Коха в их глазах. Несколько тысяч молодых социалистов по всей Германии выписывали и зачитывали до дыр брошюры с демократическими очерками Коха, главный журнал которого издавался под названием "Мы голые и называйте нас на ты".
Благодаря влиянию личности Коха в конце 1920-х годов нудизм влился сначала в социалистическое движение, а потом и во всё левое движение. Из сотен тысяч пылких сторонников "культуры освобождённого тела", живших в то время между Балтийским морем и Боденским озером, 60 тысяч принадлежали к международному социалистическому рабочему движению.
Однако репутация у нудистов в других братских организациях социалистического толка была далеко не блестящей. И рядовые партийцы, и профсоюзные бонзы слишком часто ругали "сдвиг по фазе" по поводу "обнаженки", который, по их мнению, напоминал аполитичную прихоть "солнцепоклонников", подменяя борьбу за освобождение пролетариата элементарным основным инстинктом.
Подобные упреки только привлекали в ряды сторонников социализма ещё большее количество людей. Отдельные "товарищи" с пылкостью неофитов демонстрировали свою бескомпромиссность в классовой борьбе. Они утверждали, что рабочий человек должен быть стойким и закаленным.
Ему необходимо иметь крепкие нервы и обладать недюжинной энергией. Все эти качества нужны пролетарию для борьбы с классовым угнетателем, который сладко ест и хорошо спит.
Чтобы одолеть холеного буржуя, жрущего богатую витаминами пищу, ведущего здоровый образ жизни и занимающегося спортом, рабочий человек обязан был укреплять свое тело и дух. Долой из душных мастерских и фабрик на вольный простор! Долой рабочий картуз и спецовку!
Короче говоря, только социалистическое движение натуристов способно подготовить пролетариат для грядущих боёв, приведя его в надлежащую физическую форму. Одной из самых претенциозных программ физического и духовного "освобождения пролетариата" стали построенные или вдохновленные членами общества Адольфа Коха спортивные школы, хотя в них пафос классовой борьбы играл гораздо более второстепенную роль.
На основании исследований, которые проводились в этих школах, врачи выработали научную методику для укрепления физического здоровья каждого учащегося с учётом индивидуальной программы его гимнастической подготовки. Она проводилась под наблюдением учителя в небольших группах от 10 до 12 человек.
Утренняя гимнастика начиналась с ежедневного умывания. Каждое утро все обязаны были принимать водные процедуры и обтираться массажным полотенцем. Все коллективные мероприятия по физической культуре проводились без разделения по половому признаку. Мальчики и девочки плавали, занимались гимнастикой и загорали абсолютно голыми.
Даже за стенами школы Коха, за пределами всего Берлина, за границами германского Рейха натуризм и нудизм получили широкое признание со стороны поборников социализма.
Тем не менее, голые дядьки и тётки тут же сделались туристической достопримечательностью германской столицы для местных и заезжих филистеров. Порой доходило до настоящего комизма. Однажды на Троицу 1929 года нудисты из Саксонии назначили, как бы теперь сказали, флешмоб в районе Цвикау-Планиц. Узнав из газет о предстоящем "зрелище", туда хлынули потоки зевак, в том числе и из соседних областей. В воскресное утро крупного религиозного праздника толпы людей вместо службы в храмах, кинулись лицезреть "клубничку".
Однако вместо похотливых сцен, их взорам предстала следующая картина: на травянистой лужайке находилось примерно сорок или пятьдесят приличных человек, которые аккуратно положив рядом свою одежду, отжимались, делали приседания и занимались на пленэре другими физическими упражнениями. Вокруг них собралось несколько тысяч человек в ожидании какой-то оргии и, как будто разочарованных ее отсутствием. Через некоторое время появилась полиция, накогец-таки попросившая собравшихся разойтись. Как видим, первые пип-шоу обходились народу бесплатно.
Полиция и судебные власти не всегда оказывались на стороне "свободных людей". По крайней мере известны случаи разгона занимающихся гимнастическими упражнениями нудистов, особенно когда эти мероприятия проводились публично и не были заранее разрешены. Некоторые дела приобретали серьезный оборот и даже бывали случаи, когда дело доходило до суда.
Вскоре на смену давящей атмосфере "культурного ханжества" пришел конец. Как и либеральным чаяниям. 18 августа 1932 г. прусской полиции поступило предписание, в котором, в частности, разъяснялась недопустимость "публичного купания нагишом или плавания в неприличной одежде". Нарушения карались денежным штрафом.
Ровно 75 лет назад на волне увлечения идеями социализма возник чересчур амбициозный и немного экстравагантный проект. Возвращение назад к природе декларировалось как прорыв в будущее. Созидание "нового человека" оборачивалось поднятием со дна мутной тины всяческих пороков. Запрет, наложенный на "культуру освобожденного тела", лишь на время отдалил решение проблемы. Нудизм окончательно победит после сексуальной революции. Социалистические идеалы подарили человечеству не только натуризм, но и утреннюю гимнастику.
Читайте также:
Обнаженный экстрим. Нудисты карабкаются на Эверест и ныряют в проруби