Знаменитый средневековый манускрипт Войнича, над расшифровкой которого исследователи бьются вот уже не одно десятилетие, может оказаться фальсификацией, пусть даже и изготовленной во времена Средневековья. К такому выводу недавно пришел Гордон Рагг из Килского университета (Великобритания), посвятивший изучению рукописи более десяти лет.
Рукопись, по некоторым сведениям, была приобретена в 1912 году известным антикваром и букинистом Михаилом-Вилфридом Войничем (мужем писательницы Этель Лилиан Войнич, автора знаменитого в России "Овода") у итальянских иезуитов. После смерти супругов Войнич она попала в библиотеку Йельского университета, где находится до сих пор.
Манускрипт состоит из 246 пергаментных страниц размерами 17 на 24 сантиметров, заполненных каллиграфическим почерком, содержит довольно небрежно сделанные цветные иллюстрации, а также изображения звезд и зодиакальных символов. В книге около 400 выполненных красками рисунков, изображающих различные растения, но ни одно из них до недавних пор не удавалось идентифицировать. Но самое главное — никто не мог сказать, на каком именно языке написана книга!
Из сопроводительного письма следовало, что рукопись была куплена в конце XVI столетия королем Богемии Рудольфом II, увлекавшимся оккультными науками. После этого она не раз переходила из рук в руки, пока не очутилась у Войнича.
Радиоуглеродный анализ показал, что пергамент для книги был изготовлен между 1404-м и 1438 годом. Это подтверждает и изображение крепостной стены с зубцами типа "ласточкин хвост", что было характерно для первой половины XV века.
Алфавит, который использовался при написании текста, совершенно уникален и не встречается больше ни в одном из известных мировых языков. При этом текст подчиняется определенным правилам фонетики и орфографии. Так, одни символы встречаются практически в каждом слове, некоторые никогда не встречаются в сочетании с другими, а есть и такие, которые попадаются в словах по два подряд. Одни буквы появляются только в начале слов, а другие — только в конце… В книге почти не содержится слов, состоящих из более чем десяти знаков или менее чем трех. Все это, по мнению специалистов, роднит текст с арабским или некоторыми языками Восточной Азии.
Интерес к рукописи Войнича оказался так велик, что в августе текущего года испанское издательство Siloe объявило, что намерено опубликовать 898 точных копий манускрипта, использовав при их создании специально состаренную пергаментную бумагу, структура которой максимально соответствует оригиналу. Планируется, что экземпляры книги будут разосланы по крупнейшим библиотекам мира.
В свою очередь, Гордон Рагг опубликовал в журнале Cryptologia статью, в которой изложил результаты своего научного эксперимента с рукописью. Для этого он использовал так называемую решетку Кардано — особый инструмент, применяемый для шифрования текста и обратной дешифровки. Сначала ученый составил таблицу из слогов, представляющих собой корни, суффиксы и префиксы встречающихся в рукописи слов. Затем исследователь положил на нее сверху листы картона с проделанными в них отверстиями. После этого он начал перемещать картонные листы, комбинируя полученные слоги между собой различным образом и получая новые слова. И наконец, составил из них текст, распределение слов в котором соответствует закону Ципфа. Закон этот звучит так: если расположить слова в порядке убывания частоты их использования, то второе по степени используемости слово будет встречаться вдвое реже первого, третье — втрое реже и т. д., в обратной прогрессии…
В итоге у Рагга получился текст, который очень походил на пресловутый манускрипт. Исследователь заявил, что это доказательство того, что рукопись Войнича может представлять собой бессмысленный набор букв и расшифровывать там просто нечего!
"Мы уже много лет знаем, что слоги в тексте стоят не случайным образом, — прокомментировал Гордон Рагг. — То есть я хочу сказать, что есть способ получить бессмысленный текст, который не будет казаться случайным при статистическом анализе. Это похоже на игральные кости. Если вы бросаете кубики, то у вас есть шесть вариантов символа".
Правда, далеко не все коллеги согласились с доводами Гордона Рагга. Так, Марсело Монтемурро из британского Университета Манчестера в интервью журналу New Scientist объявил, что текст манускрипта Войнича слишком сложен, чтобы являться мистификацией. Изучив текст рядом с рисунками на тему ботаники и фармацевтики, исследователь обнаружил, что тот имеет смысловую связь с этими изображениями.
Также, чтобы доказать факт подделки, считает Марсело Монтемурро, следует сначала выявить все особенности, свойственные тексту книги.