Этическая подоплека скандала с кониной

 Не так давно Европу потряс ряд громких "конских" скандалов. Самые жаркие страсти разыгрались в Великобритании. Еврокомиссия уже ужесточила контроль за мясом, попадающим на британские прилавки, а журналисты задумались — почему людей пугает наличие конины в продуктах ? Действительно ли употребление конины в пищу так ужасно с этической точки зрения?

 В январе анализ мяса, продающегося в розничных торговых точках Ирландии, дал положительный результат на ДНК лошади в десяти из 27 гамбургеров. В недавнем отчете британского правительства говорится, что в организме восьми забитых лошадей были обнаружены следы фенилбутазона — применяющегося в ветеринарии болеутоляющего, — и шесть туш с фенилбутазоном попали во Францию.

Как в Британии, так и в США люди настроены решительно против убоя лошадей и употребления их мяса в пищу. Многие переживают, что съеденные ими гамбургеры, возможно, содержали не только говядину, но и конину. Но почему лошадиное мясо так пугает потребителей?

Как ни странно, эксперты по питанию говорят, что, несмотря на табу на поедание лошадей, конина — более здоровый источник белка, чем другие сорта мяса. Марта МакКиттрик, нью-йоркский диетолог, поясняет: "Как и в мясе буйвола, в конине больше мышц, поэтому она содержит меньше жира. В ней также много белка и железа. Тем не менее, эта ситуация удручает".

"С профессиональной точки зрения, конина — гораздо более полезная альтернатива говядине, — добавляет Эстер Блюм, коллега МакКиттрик. — В традиционном хозяйстве коров кормят соей, кукурузой и зерном, что делает их более восприимчивыми к болезням. Конина — более постное мясо, к тому же лошадей не пичкают гормонами и антибиотиками".

Помимо этого, говорит Блюм, в организм коров со злаками попадает множество пестицидов. Эти химические соединения не только разрушают эндокринную систему, но и провоцируют ожирение. Лошади же сидят на травяной диете, и пестицидные "приправы" на их стол практически не попадают.

Несмотря на то, что это кажется довольно странным, конину уже давно продают и едят во многих странах мира. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), одним из крупнейших потребителей конины является Китай — в Поднебесной мясо идет в колбасы и добавляется в блюда из рисовой лапши. Второй серьезный потребитель — Казахстан: там конина является неотъемлемой частью рациона населения.

Читайте также:   Чего боятся американцы, австралийцы и россияне 

Если для одних стран конина — привычное блюдо, то для других это — деликатес. В ряде европейских государств, к примеру, конина по степени "деликатесности" приравнивается к телятине. Мясо, по словам конеедов со стажем, похоже на говядину и оленину и имеет сладковатый привкус.

Табу на употребление конины в пищу действует, в основном, только в Великобритании и США. В 2006 году Конгресс фактически запретил убой лошадей, прекратив финансирование госинспекций убойных цехов, и бойни были вынуждены закрыться. Конину не очень охотно ели и до введения запрета, однако при желании блюда из конского мяса можно было найти в высококлассных ресторанах.

Спустя пять лет, в 2011 году, запрет отменили. На этот шаг законодатели пошли после доклада одного из управлений, в котором говорилось, что запрет вызвал обвал цен на лошадей — живых — что привело к росту случаев жестокого обращения с ними. Ненужных лошадей попросту переставали кормить, обрекая их на голодную смерть, или отпускали на волю, где привыкшим к уходу животным приходилось очень несладко. Сейчас запрет на продажу конины действует только в Оклахоме, Калифорнии и Миссисипи, а в Иллинойсе запрещен убой.

Одна из главных причин, которую приводят противники забоя лошадей — то, что это, во-первых, жестоко, а во-вторых, в этом нет никакой необходимости. Защитники прав животных говорят, что на скотобойни лошадей перевозят в ужасных условиях и не дают им ни пищи, ни воды. Однако враждебный настрой по отношению к потреблению конины в пищу объясняется, главным образом, тем, что многие считают лошадь животным более высокого ранга, чем корову, свинью или курицу.

"Это восприятие того, что животное представляет собой в определенной культуре, — поясняет доктор Дэйл Арчер, сертифицированный психиатр и почетный член Американкой психиатрической ассоциации. — К примеру, собака — лучший друг человека, а разве можно есть лучшего друга? О корове же никто не думает, как о компаньоне. Это нелогичный ответ, в общем. Никто не думает логически, это эмоциональная реакция".