Казалось бы, чем больше мы слышим о стихийных бедствиях, тем осторожнее следует себя вести. Однако в реальности люди поступают совершенно по-другому, выяснили специалисты факультета психологии Университета Нового Южного Уэльса (Австралия). Оказалось, подобная информация, напротив, увеличивает склонность к риску. Отчего же так происходит?
Ученых поразил тот факт, что сведения о природных катаклизмах влияют на выбор людьми места жительства в обратной прогрессии. Так, после сильного землетрясения, приключившегося в районе горы Лома-Приета возле Сан-Франциско (Калифорния) в 1989 году, продажи недвижимости в этих местах не только не снизились, но и, напротив, выросли! Причем возрастали они по мере увеличения в СМИ репортажей о стихийном бедствии…
То же самое наблюдалось в 2011 году в Японии после того, как Великое восточно-японское землетрясение вызвало разрушительное цунами. Японцы продолжали покупать дома в районах, не затронутых землетрясением…
Психологи из Университета Нового Южного Уэльса провели опрос, в котором приняли участие 400 человек. Всем им предложили на выбор несколько вариантов потенциального места жительства: от местности, где вероятность стихийных катаклизмов равнялась нулю, до районов, где такие бедствия были хоть и редки, но несли с собой разрушительные последствия.
Если доброволец выбирал более "рискованный" вариант, он получал дополнительные баллы. Испытуемые, которые предварительно получали сведения о катастрофах, выбирали данный вариант чаще.
По мнению исследователей, большинство из нас убеждены, что "дважды снаряд в одну воронку не падает". Поэтому, если мы видим, слышим или читаем репортажи о природных катаклизмах, то считаем, что теперь уж долго не случится ничего подобного. И это заставляет нас селиться именно в этих районах, полагает руководитель исследования, профессор психологии Бен Ньювелл.
Между тем это абсолютно неверная оценка рисков. В последнее время из-за климатических изменений вероятность катастроф повысилась, и стихийные бедствия стали вовсе не единичным явлением, предупреждает Ньювелл. Никто не может вам гарантировать, что если интервал между последним и предыдущим цунами, наводнением или землетрясением в данной местности равнялся полувеку, то и до следующего такого события придется ждать целых 50 лет. Оно может произойти гораздо раньше.
Следует учитывать опасность катаклизмов, планируя поездки и приобретение жилья, советует профессор. Новости не просто информируют нас, они также предупреждают об опасности.
Обратную картину мы наблюдаем, когда знакомимся с сообщениями о техногенных авариях и терактах. Узнав о крушении поезда или самолета, многие люди начинают воздерживаться от поездок, по крайней мере на данном направлении. Они считают, что раз техника подвела однажды, это снова может случиться в ближайшее время.
После взрывов в автобусах или метро некоторые перестают ездить общественным транспортом, поскольку считают, что это опасно и террористы снова могут подложить взрывчатку. Если теракт произошел в общественном месте, люди могут начать избегать посещать театры, кафе, торговые центры, места большого скопления народа… Они усматривают в отдельных событиях общую тенденцию: если бомба взорвалась один раз, то взорвется и во второй.
Если какие-то люди угодили в заложники, то не факт, что это не произойдет и с тобой… У природы же другие механизмы, и опасаться нового землетрясения не стоит, рассуждают они.
Еще одну любопытную закономерность обнаружили сотрудники университета Тель-Авива. Они выяснили, что чем чаще человек сталкивается с негативной информацией, тем слабее он на нее реагирует. Мы ужасаемся, если читаем и слышим об очередной катастрофе. Но по мере того, как мы узнаем об этом все больше и больше, информация перестает на нас влиять, по крайней мере — вызывать первоначальный всплеск эмоций.
А если трагические события происходят на протяжении короткого отрезка времени, то мы воспринимаем последующие уже гораздо спокойнее, чем первый эпизод.
Это также может частично объяснять эффект "сниженной оценки рисков". Чем больше нам твердят о цунами, тем менее драматичной нам кажется ситуация и мы не видим ничего страшного в том, чтобы жить в сейсмически опасной или подверженной наводнениям зоне.
Также по теме: