По магазину разливается приятный аромат свежеиспеченных булочек, горячего шоколада или корицы… Нам даже не приходит в голову, что это ловкий маркетинговый ход, с помощью которого владельцы торговой сети пытаются воздействовать на наше подсознание и заставить нас купить больше товаров. Статистика называет вполне конкретный процент повышения продаж…
Как показывают исследования, покупателям приятнее находиться в "ароматизированном" помещении, чем там, где ничем не пахнет. По статистике маркетологов, ароматизация воздуха в торговом зале ведет к повышению продаж на 15-20 процентов. Приятные запахи создают положительные ассоциации, повышают настроение покупателя и, самое главное, толкают его на импульсные покупки… Некоторые люди способны зайти в магазин только потому, что оттуда доносится восхитительный аромат, хотя в принципе вовсе и не собирались ничего покупать…
"В розничной торговле легко манипулировать человеческим восприятием с помощью окружающей среды, например, мощным влиянием запахов, — утверждают авторы одного из недавно проведенных психологических исследований. — Когда люди, находясь в закрытом помещении, вдыхают теплые ароматы, они чувствуют себя более расслабленно. Это может побудить к покупке дорогих вещей, чтобы таким образом вернуть себе ощущение властности и широких возможностей".
Заодно исследователи выяснили, какие именно запахи способствуют продажам той или иной продукции. Довольно долгое время считалось, что запах непременно должен соответствовать специфике торговой точки. То есть в продуктовом магазине должно пахнуть продуктами или специями, в кофейне — хорошим дорогим кофе, в мебельном — свежеобработанным деревом, в парфюмерном — духами, в кожгалантерее — натуральной кожей и т. д. Однако оказалось, что это не совсем так.
Так, посетители супермаркетов покупают больше продуктов, если там витают ароматы сдобной выпечки и шоколада. Продажи постельного белья увеличиваются благодаря запаху лаванды. Дорогое женское нижнее белье лучше покупают, если по торговому залу порхают смешанные запахи эфирных масел, которые считаются афродизиаками, — розы, жасмина и иланг-иланга. Одежду — если в помещении магазина пахнет ванилью, лимоном, мятой и базиликом. Недвижимость охотнее приобретают, если в помещении, предназначенном для продажи, витают запахи белого чая и фиги.
Ученые с удивлением обнаружили, что запах корицы обладает практически универсальным влиянием на подсознание. Он одновременно расслабляет, успокаивает, избавляет от чувства страха, одиночества и депрессии. Он "внушает" человеку ощущение уверенности в себе и защищенности, дарует творческое вдохновение, усиливает сексуальную чувственность. Возможно, такой "успех" корицы связан с тем, что у многих ее аромат ассоциируется с детством, ведь эта специя активно используется в выпечке и кондитерских изделиях, которые так любят дети… Так или иначе, если в магазине пахнет корицей, то вряд ли вы уйдете без покупки.
Обычно нам даже не приходит в голову, что запах "пущен" специально. Между тем, в последнее время ушлые хозяева торговых точек просто приказывают распылять по помещению ароматизаторы с запахами выпечки, шоколада, ванили, чтобы стимулировать продажи…
То же самое делает и музыка. Еще в 70-е годы прошлого столетия были проведены исследования, доказавшие, что стиль и ритм мелодий, звучащих в торговых залах, влияет на поведение покупателей. Если человеку нравится музыка, он автоматически переносит позитивные эмоции на товар, который в данный момент привлек его внимание. К тому же, у него появляется стимул как можно дольше оставаться в магазине, где он ощущает себя комфортно, а следовательно, он сделает больше покупок. Особенно, по словам маркетологов, способствуют товарообороту плавный джаз, легкие инструментальные мелодии, англоязычные хиты типа "Битлз" и отечественные эстрадные шлягеры…
Как же уберечься от неминуемого, казалось бы, "развода" на деньги? Достаточно просто знать об этих вещах! Тогда, если во время шопинга ваши ноздри уловят аромат, который хочется вдыхать еще и еще, или до ваших ушей донесутся обволакивающие мелодии, вы сразу поймете, что хозяева магазина попросту пытаются "зомбировать" покупателей. И задумаетесь, прежде чем приобретать какую-то не очень нужную вещь или дорогой и не слишком полезный продукт…