Чем дольше человеку приходится добираться до работы, тем выше риск профессионального выгорания. Это зависит от уровня стресса, связанного с поездками на разных видах транспорта в городской или сельской местности. К такому выводу пришли ученые из Университета Монреаля (Канада). Результаты их исследования были опубликованы в издании The Daily Mail.
Эксперты опросили 1942 человек в возрасте от 17 до 69 лет, трудившихся в 63 организациях канадской провинции Квебек. Авторов исследования интересовало, сколько времени респонденты проводят в пути до работы, где именно расположены места их работы, какими видами транспорта они туда добираются и, наконец, какие эмоции вызывают у них дорога на работу и сама трудовая деятельность.
Выяснилось, что наибольший стресс испытывали участники, работавшие в больших городах и добиравшиеся на работу на автомобиле. Меньший стресс наблюдался у тех, кто ездил на работу в пригород или сельскую местность. Если люди ехали в машине в качестве пассажиров, они чувствовали себя хуже, чем водители, так как не могли контролировать ситуацию.
Из тех, кто добирался на службу общественным транспортом, больше всего страдали те, кто проживал или работал в сельской местности. Дело в том, что транспортная ситуация в таких районах всегда хуже, да и путь занимает больше времени… Все это приводит к тому, что у работников снижается продуктивность труда. Лучше ситуация была у тех, кто жил и работал в крупных городах, так как там реже происходят задержки транспорта и сама дорога, как правило, короче.
На стресс пожаловались и те, кто ездит на работу на велосипедах, особенно в пригородной зоне. Дело в том, что в условиях пригорода передвигаться на этом виде транспорта отнюдь не так безопасно, как в большом городе, где для велосипедистов часто выделяют специальные зоны.
Риск возникновения синдрома профессионального выгорания возрастал, если дорога на работу занимала более 20 минут. Те, у кого этот путь занимал больше 35 минут, часто относились к своей профессиональной деятельности скептически.
Любопытны результаты еще одного исследования, проведенного британскими учеными, в ходе которого у 125 пассажиров общественного транспорта, ехавших на работу, замерили пульс и кровяное давление. Согласно этим показателям, уровень стресса у них оказался выше, чем у сотрудников ОМОНа или летчиков-истребителей в бою.
Представьте, что вам надо ежедневно на работу к девяти часам утра. Дорога на работу с учетом пробок занимает два с половиной часа, из которых полтора часа вы едете в переполненном автобусе, и еще час — на метро, делая в пути одну-две пересадки. То есть вам нужно выехать в половине седьмого. А значит, встать придется в пять утра. На службу вы явитесь как выжатый лимон. При этом домой с работы вы добираетесь только к половине девятого вечера. Вас хватит только на то, чтобы быстро поужинать и лечь спать, обреченно думая о том, что завтра снова вставать в несусветную рань и ехать на работу… Тут уж не до профессиональной самореализации. И радости такой труд принесет немного…
Как можно бороться с таким положением вещей? Одной из эффективных мер может быть перевод сотрудников частично или полностью на "удаленку". Это подходит для профессий, в которых все рабочие операции осуществляются на компьютере. Даже конференции и совещания в наше время можно проводить в удаленном режиме… Подходит он и для менеджеров, в чьи функции не входит личное взаимодействие с клиентами. Например, вполне можно обрабатывать "из дома" заказы, которые делают клиенты интернет-магазинов. Дома могут работать и сотрудники, занимающиеся по телефону обзвоном клиентов.
Для остальных можно ввести гибкий график. Большинство сотрудников вынуждены приезжать на работу к 8-10 часам утра и работать до 18-20 часов вечера. Таким образом, по утрам и вечерам бывает "час пик", когда огромные толпы народа штурмуют метро, автобусы и троллейбусы, а на автотрассах возникают колоссальные пробки… Если позволить сотрудникам приходить на работу не к определенному времени, а как заблагорассудится (но с обязательством отработать необходимое количество часов), или вводить график со смещением (скажем, начинать рабочий день в 11 или 12 часов и заканчивать в 20:00-21:00), то ситуация может значительно улучшиться. Но пока работодатели в массе своей к этому не готовы…