Отношения между коллегами далеко не всегда складываются идеально. Практически во всех служебных коллективах есть сотрудники, которых никто не любит и с которыми мало кто ладит. Но порой конфронтация между сослуживцами доходит до самого настоящего психологического террора… Что делать, если вы стали жертвой моббинга — офисной травли?
Определить, что вы подвергаетесь моббингу, совсем не сложно. Сослуживцы ведут себя с вами недоброжелательно, говорят гадости и колкости, при каждом удобном случае вас подставляют и бранят за малейшие промахи, не оказывают вам поддержку, отказывают даже в самых невинных просьбах, отказываются работать "в одной связке"…
Еще одна частая разновидность моббинга — игнорирование. С вами разговаривают лишь в случае крайней необходимости, не зовут вас на общие посиделки вроде чьего-то дня рождения, могут не сообщить важную информацию…
Если подобное наблюдается регулярно, то сомнений нет — вы жертва моббинга!
Психологи делят причины моббинга на внешние и внутренние. Внешние причины очевидны. Например, это конкретный рабочий конфликт. Скажем, сотрудник не захотел выполнять каких-то требований, его подход к работе не такой, как у остальных, или просто с кем-то поссорился…
Нередко возникает такая ситуация. В коллектив приходит новый сотрудник и занимает должность бывшего всеобщего любимчика. Но остальные сослуживцы не хотят с этим мириться и всячески притесняют новичка. Особенно острой становится ситуация, когда место специально "освобождают" для "блатного" кандидата, уволив хорошего и профессионального работника…
Очень часто кто-то из сотрудников надеется занять освободившуюся вакансию, а вместо него берут человека "со стороны". Бывает, в коллективе есть неформальный лидер, и новенького он может воспринять как потенциального конкурента.
Еще ситуация — мужчина приходит на работу в женский коллектив. Или женщина — в мужской. Или все сотрудники "в возрасте", а новичок намного моложе их…
Внутренние причины связаны с личностью самого сотрудника. Это могут быть неумение общаться или неуважение к традициям коллектива. Скажем, человек отказывается от общего чаепития в офисе или отвечает отказом на различные просьбы коллег.
Как правило, не любят в коллективах тех, кто ведет себя излишне самоуверенно и высокомерно, не считаясь с другими людьми, их мнением и потребностями, акцентируя внимание на своей персоне. Иные, напротив, стараются не привлекать к себе внимания, и их просто игнорируют. Есть и такие, кто держит с сослуживцами дистанцию, не участвует в общих разговорах, живет не интересами коллектива, а только своими личными, о которых мало кто догадывается…
Удивительно, но в категорию жертв моббинга попадают и те, кто, напротив, стремится слишком сблизиться с коллегами — едва познакомившись с будущими сослуживцами, переходит на "ты", любит задавать вопросы на личные темы…
Не нравятся людям и некоторые привычки. К примеру, сотрудников может раздражать, если вы громко говорите или смеетесь, или обсуждаете в рабочее время свои личные дела, если вы пользуетесь слишком резким парфюмом, постоянно жуете жвачку или прямо на рабочем месте поправляете макияж.
Сотрудники, которые ездят на более дорогой машине, чем остальные, одеваются лучше других, чем-либо хвастаются, словом, имеют что-то, чего нет у других, вызывают зависть и неприязнь. Не любят также карьеристов и подхалимов, которые на работе "прислуживаются" перед начальством.
Вот несколько рекомендаций, которые предупредят моббинг и помогут вам избавиться от него.
Обращайтесь с коллегами вежливо и только на "вы", если в коллективе это принято.
Не культивируйте личных обид, если вас критикуют за ненадлежащее исполнение ваших рабочих обязанностей. Критика не всегда признак плохого отношения к человеку.
Если вы поняли, что в коллективе есть неформальный лидер, попытайтесь с ним подружиться. Это убережет вас от неприятностей. А вот с руководством лучше сохранять отношения на дистанции, так как традиционно людей, близких к начальству, недолюбливают.
Поговорите с кем-то из сотрудников, кто пользуется авторитетом в коллективе, и спросите, что с вами не так.
Если такой разговор по каким-то причинам неприемлем, проанализируйте свое поведение. Может быть, в вас присутствуют какие-то неприятные черты из числа тех, что были перечислены здесь? Постарайтесь исправиться — и не исключено, что отношение к вам коллег изменится в лучшую сторону.