Наши предпочтения в еде зависят от компании

 

У каждого из нас есть свои любимые блюда и напитки. Но если мы отправляемся с друзьями в кафе, то совсем не факт, что мы закажем именно их. Скорее на нас повлияет выбор наших спутников. Этот феномен недавно попытались объяснить специалисты из лаборатории исследования мозга при Университетском колледже Лондона во главе с доктором Тали Шарот.

Ученые набрали несколько групп добровольцев по пять человек. Им предлагали выбрать из нескольких вариантов сочетания еды и напитков, а затем сообщали, что именно выбрало большинство их "согруппников". Через какое-то время испытуемым вновь предлагали сделать выбор из тех же вариантов. После этого все участники должны были заполнить анкету, ответы на вопросы которой определяли общие характеристики личности, в частности, насколько легко человек поддается чужому влиянию.

Выяснилось, что наиболее "внушаемые" личности в два раза чаще выбирали повторно те продукты, которые выбирало большинство.

По мнению экспертов, большинство людей стараются соответствовать среднестатистическому выбору своей группы, даже если их истинные предпочтения носят совсем иной характер. Тон в группе чаще всего задает лидер или наиболее авторитетная личность. После того как "вожак" озвучивает свой выбор, остальные в большинстве случаев заказывают то же самое. Если "вожака" как такового нет, люди, поддающиеся влиянию, скорее всего, сделают тот выбор, который наиболее популярен в их группе — то есть закажут то, что уже заказали другие.

"Большинство людей даже не догадываются, что их повседневные решения, такие, как наличие яйца на утреннем тосте или кружка пива в пабе, где есть барные стойки, обусловлены предпочтениями других людей, — говорит одна из авторов исследования, Кэролайн Шарпантье из Института когнитивной неврологии. — Но наши результаты показывают, что, когда окружающие предпочитают отличные от вашего выбора варианты, — например, ваши друзья заказывают пиво в то время, как вы заказываете вино — ваш мозг записывает эту информацию. И когда вы будете заказывать по второму напитку, то скорее всего тоже выберете пиво, даже если изначально предпочли вино".

Читайте также: Человечество погубит эпидемия... лени

Обычно такое поведение практически неосознанно. Если спросить человека, почему он заказал то, что заказали другие, он, вероятно, ответит, что "не хотел выделяться" или что счел выбор остальных оптимальным. Настаивать на своем не всегда психологически комфортно, такого индивида могут воспринимать как "белую ворону"… Следование выбору окружающих всегда демонстрирует лояльность к ним, а следовательно, дает нам ощущение безопасности.

К тому же, нам чуждо бессознательное стремление корректировать свою логику при помощи чужой. Многим кажется, что другой человек способен принять более верное решение, поэтому они руководствуются его выбором. Это касается не только заказов в кафе или ресторанах, но и, например, приобретения разнообразных товаров. Так, увидев у подруги или приятеля очередную обновку или гаджет, мы можем загореться идеей купить и себе такую же вещь…

Это свойство поведения широко используется в рекламе. Например, персонаж заявляет: "С новым мобильником от такой-то фирмы моя жизнь стала ярче". На подсознательном уровне мы впитываем эту информацию, и достаточно высок шанс, что если мы решим приобрести себе мобильник, то его модель будет такой же, как в увиденной рекламе.

Кстати, в процессе исследования лондонские ученые сканировали мозг добровольцев с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Оказалось, что у тех, кто все же не изменял свой выбор, орбитофронтальная зона префронтальной коры головного мозга, ответственная за эмоциональное и социальное поведение, была в течение обеих "сессий" эксперимента более активна, чем у "внушаемых".

Читайте также: Вегетарианство спасет мир от потепления?

"Орбитофронтальная кора была единственным регионом, который активизировался как в момент первоначального социального конфликта (когда друзья субъекта выбрали пиво, а он сам — вино), так и позже, когда человек делал индивидуальный выбор, заказывая второй напиток по своему желанию, а не в соответствии с окружением", -констатирует доктор Шарпантье.

Подавляющее большинство людей в той или иной степени склонны считаться с мнением окружающих, по крайней мере, так называемой "референтной группы", членами которой они являются. Но есть и индивиды, менее поддающиеся влиянию группы. В таком случае они становятся либо лидерами, либо изгоями. Однако без них нам вообще было бы затруднительно сделать какой-либо выбор…