Принято считать, что следует дарить людям подарки, которые придутся им по душе. Однако специалисты из Университета Саймона Фрейзера и Калифорнийского университета (США) пришли к иному выводу. Они выяснили, что если человек выбирает подарок по собственному вкусу, то вероятность того, что он понравится заодно и получателю, резко возрастает.
Сначала ученые провели опрос, в котором приняли участие 528 добровольцев. Авторы исследования интересовались тем, какие подарки они хотели бы получать — с учетом собственных интересов или интересов дарителя… Большинство людей ответили, что, конечно же, хотели бы, чтобы даритель подстраивался под их интересы.
Но этим эксперты не ограничились. Они провели серию экспериментов. В ходе первого из них 78 испытуемых попросили приобрести подарочные карты для своих матерей на День Матери. При этом половине из них предложили ориентироваться на свой вкус, а второй половине — на материнские вкусы… Когда карты были приобретены, участников расспросили об их ощущениях. Те, кто выбирал подарки по своему вкусу, почувствовали себя ближе к своим матерям, чем те, кто старался им потрафить.
В процессе второго эксперимента 100 добровольцам предложили выбрать на ITunes песню в качестве подарка кому-то из близких. При этом, опять же, первая группа участников должна была исходить при выборе из своих музыкальных предпочтений, а вторая — из вкусов человека, которому предназначалась композиция.
После этого исследователи опросили получателей музыкальных подарков. Оказалось, те, кто получил в подарок треки, которые нравились самим дарителям, ощутили свою близость с ними. Причем это никак не было связано с оценкой самого подарка. Если человек получал в подарок композицию, соответствующую его вкусам, такого ощущения не было.
Кстати, изучив 18 подарков различным людям на День Святого Валентина, психологи обнаружили, что лишь два из них были сделаны с учетом интересов дарителей. А зря!
Ощущение от подарка бывает не менее важно, чем сам подарок, говорят специалисты. Если мы дарим человеку то, что он любит, он, конечно, это оценит по достоинству, но при этом будет осознавать, что вы специально подстроились под его интересы, то есть вам самому эта вещь может быть и не в радость.
Если же вы дарите то, что по душе лично вам, вы как бы приоткрываете перед получателем свой внутренний мир, пытаетесь установить с ним более тесную связь. Это помогает человеку лучше вас узнать и оценить вашу открытость. Вы как бы делитесь с получателем своим "я", и это не может остаться без отклика.
Между прочим, недавно ученые выяснили, что женщины редко дарят своим подругам, родственницам и знакомым женского пола духи или туалетную воду, а если делают это, то выбирают запахи, которые им самим не слишком нравятся. По мнению психологов, женщины воспринимают аромат парфюма как неотъемлемую часть своего образа и не хотят "делиться" им с "конкурентками".
Если лучший подарок — тот, который нравится нам самим, то худший — это тот, который не нравится нам, и в принципе нам все равно, понравится ли он получателю… Очень многие люди склонны дарить вещи, которые не подошли им самим — допустим, кто-то подарил, а им вещь не пришлась ко двору…
Недаром говорят: "На тебе, боже, что нам негоже!" Либо вручают что-то "весомое" или "статусное" — скажем, утюг, фен, авторучку, комплект постельного белья или полотенец, не заботясь о том, что у человека уже все это есть…
Кремы, шампуни и гели для душа, которые женщины дарят друг другу на Новый год и 8 Марта, уже стали притчей во языцех. Похоже, что ими часто никто и не пользуется, их покупают и держат дома, только чтобы передаривать… Такие подарки впору назвать "отдарками".
В этом плане подарок, желанный для самого дарителя — гораздо более удачный вариант. Нередко даже можно услышать мнение о том, что хороший подарок — это тот, который дарить жалко и хочется оставить себе…
В то же время, злоупотреблять дарением таких подарком не стоит, советуют психологи. Такой презент — это прежде всего акт сближения с его адресатом. Он играет скорее символическую роль, нежели функциональную. Идеальный подарок — это все-таки нечто на стыке ваших общих интересов с получателем, считают эксперты.
Читайте также:
Каких сувениров лучше избегать