Закон Парето, или закон 20/80 - эмпирически выведенное правило, которое, тем не менее, работает почти во всех сферах. Формулируется оно примерно так: 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов усилий — лишь 20 процентов результата.
80 процентов времени женщины носят одну пятую своего гардероба, а оставшиеся четыре пятых надевают лишь в 20 процентах случаев. 20 процентов вашей деятельности настолько полезны, что приносят вам 80 процентов вашего дохода. Не сократить ли остальные 80 процентов усилий, которые приносят лишь 20 процентов заработка?… Одним словом — многое из того, что вы делаете, в действительности не так уж необходимо.
Первый закон Паркинсона: работа заполняет время, отпущенное на нее. Почти все свои ежедневные дела вы можете делать намного быстрее. Вспомните, как в юности вы писали реферат за одну ночь или готовили курсовую за неделю. Положим, это чрезмерный стресс, но почему бы не поставить себе сжатые сроки, не дожидаясь дедлайна? Если не успеете — всегда сможете доделать в оставшееся время. Помните: чем больше времени вы выделяете на задание, тем больше потратите.
80-90 процентов того, чего вы боитесь, никогда не произойдет в действительности. У нас много страхов, и большинство из них не сбываются. Зато сколько времени и сил мы тратим на то, чтобы оградить себя от них! И если это все-таки случается, то чаще всего все не настолько ужасно, как вы ожидали. Беспокойство в большинстве случаев является всего лишь пустой тратой времени.
Неприятные дела нужно разбить и поставить в очередь. Мы тратим массу времени на прокрастинацию в попытках оттянуть выполнение неприятных дел. Гораздо эффективнее разбить их на маленькие части и выполнять по одной в день или в час. "Расчлененное" неприятное дело выглядит не таким ужасным. Воспринимайте его кусочки как самостоятельные задания: написать заголовок научной работы, позвонить и узнать необходимую информацию, подсчитать расходы.
Ошибки и неудачи — это прекрасно. К сожалению, большинство учителей и родителей разделяют концепцию: ошибка — это плохо. Между тем, ученые давно доказали, что дети, которых не ругают за ошибки, а просто объясняют верный путь решения, обучаются намного быстрее и успешнее. Как узнаете, что идете не тем курсом, если не ошибетесь? Ошибка — это не катастрофа, и вообще не неприятное событие. Это корректировка курса на пути к цели.
И, разумеется, опыт. Специалисты по НЛП рекомендуют отказаться от слова "ошибка" и заменить его словом "попытка" или "проба". "Метод проб и успехов" звучит совсем не плохо, а главное, правильно. После многочисленных просьб вы найдете верное решение, которое приведет вас к успеху.
Создавайте хороший контакт с людьми. В деловом мире связи и знакомство решают очень многое. Но это не значит, что перед важной встречей вам нужно нервничать. Когда вы напряжены, вы заставляете напрягаться и других людей, а этого не любит никто. Будьте открыты и доброжелательны — относитесь к любой встрече, как будто там присутствуют ваши лучшие друзья. Люди, которым было комфортно в вашем присутствии, не забудут вас.
Перестаньте сравнивать себя с другими. Это напрасная трата времени, которая отнимает силы и энергию. Мы не равны с рождения — по способностям, экономическому положению, внешности. Нравится нам этот закон или нет, но изменить его мы не в силах. Поэтому имеет смысл сравнивать себя лишь собой прежним. Как вы изменились за последние два-три года, чего достигли и что потеряли? Такое мысленное упражнение — гораздо полезнее, чем бесконечные терзания "почему я не такой, как он".
Мечтайте конкретно. Сосредоточьтесь на том, чего вы по-настоящему хотите. Нарисуйте свои мечты или сделайте коллаж с вырезками из журнала. Пропишите бюджет и план, которые помогут вашей мечте реализоваться. Это отнюдь не пустые старания — в нашем мозге есть система достижения цели, которая усиливает поисковую активность в нужном направлении. Но активизировать ее можно только в том случае, если цель конкретна. Мозгу очень трудно стремиться к "красивой жизни", "хорошей фигуре" или "счастливому браку", если он не представляет себе в деталях, как это выглядит.
Будьте счастливы. Чувство благополучия зависит от нас гораздо больше, чем принято думать. Как пишет консультант по управлению, преподаватель и психолог Стивен Кови в своей книге "Семь навыков высокоэффективных людей", между событием и вашей реакцией на него есть зазор, в который помещается ваша воля. Вы решаете, делать ли отказ на собеседовании трагедией жизни или просто сделать из него выводы, обвинять ли мужа в том, что он вас раздражает, или поискать источник раздражения в себе, и так далее.
Не воспринимайте жизнь слишком серьезно. Проблемы, которые сейчас занимают все ваши мысли, через два-три года и не вспомнятся. Так стоит ли превращать всю свою жизнь в бесконечный цейтнот, гонку за улучшением жизни и борьбой с неприятностями? Создавайте побольше хороших моментов, а к временным трудностям относитесь, как к простой текучке. Пресловутое умение не падать духом — и правда очень ценное качество. Сосредоточьтесь на тех приятных мгновениях, которые принес вам день.