Почему один человек нам нравится с первого взгляда, а другой — нет? Почему мы оцениваем чужие поступки так, а не иначе? Оказывается, тут есть общие психологические закономерности, характерные практически для всех людей. Просто нам часто даже не приходит в голову, что мы мыслим по стандартным "шаблонам". Давайте разберемся, что это за шаблоны.
В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) были опубликованы результаты исследования американских ученых. Суть его состояла в том, чтобы понять, почему одни люди являются более популярными, чем другие.
Специалисты просили добровольцев оценивать степень популярности людей по их фотографиям из соцсетей. В это время мозг участников подвергали сканированию. Оказалось, что в момент, когда испытуемые называли того или иного человека популярным, в их мозгу активизировались определенные участки.
Таким образом, говорят исследователи, существует особая нейронная система, которая определяет, насколько привлекательными являются другие люди для окружающих.
Команда психологов из Ньюкаслского университета провела любопытный эксперимент, статья о котором вышла в журнале PeerJ.
Ученые напечатали два вида листовок. На обеих листовках красовалось изображение глаз. Но при этом на листовках первого вида глаза пристально смотрели на вас, а на вторых они были едва заметны. После этого бумажки раздали случайным прохожим, незаметно наблюдая за ними.
Оказалось, те, кто получил листовки со "смотрящими" глазами, чаще доносили их до урны или забирали с собой. Если среди участников контрольной группы, получивших "безглазые" листовки, бросивших бумажки на землю было 15,5 процента, то в экспериментальной группе таковых было лишь 4,7 процента.
"Такие картинки не дают людям мусорить потому, что они чувствуют, как на них смотрят, — комментирует один из соавторов исследования Дэниэл Неттл. — В такой ситуации всем свойственно вести себя более честно и достойно. Нам даже не понадобилось печатать предупреждения о запрете мусорить: люди ведь и так знают, что это антиобщественное поведение".
Результаты исследования на эту тему были опубликованы в журнале Scientific Reports. В ходе эксперимента группе добровольцев показывали две фразы. В первой говорилось об исполнительном директоре компании, который знал, что предпринятые им действия повредят окружающей среде, но все равно принял решение об исполнении этих действий, дабы доход фирмы увеличился.
Во втором же случае смысл фразы был совершенно противоположным: действия директора должны были способствовать улучшению экологической обстановки.
Испытуемых попросили сказать, были ли решения директора осознанными, или он думал не о природе, а только о доходах компании. 82 процента респондентов заявили, что директор готов был нанести вред экологии намеренно, и лишь 23 процента опрошенных назвали намеренным его решение во втором случае…
По мнению ученых, негативные реакции активизируют миндалевидное тело мозга, ответственное за формирование эмоций. Поэтому мы считаем, что человек поступил плохо умышленно, даже если рассудок подсказывает нам обратное. Если же реакция положительная, активность миндалевидного тела низка.
Селия Клин и ее коллеги из Бингемтонского университета (США) пришли к выводу, что, если SMS-сообщение заканчивается точкой, то оно производит на получателя впечатление неискренности отправителя.
В эксперименте приняли участие 126 студентов, которым предложили ознакомиться с диалогами, состоявшими из двух реплик. В одном случае это были SMS-сообщения, в другом — тексты, написанные от руки.
Первая реплика представляла собой вопрос, например: "Дэйв дал мне лишний билет. Хочешь пойти?" Ответ состоял из одного слова, такого, как "Окей", "Конечно" или "Ага". Но при этом ответы были в двух вариантах — с точкой или без. Когда участников просили оценить степень правдивости ответа, они в большинстве случаев оценивали эсэмэски без знаков препинания как более искренние. Если речь шла о рукописном тексте, то наличие или отсутствие точки на оценку никак не влияло.
"Обмен SMS-сообщениями лишен многих невербальных сигналов, которые используются при личном общении, — пишет Селия Клин в статье по результатам исследования, опубликованной в журнале Computers in Human Behavior. — Во время разговора люди передают информацию о собственных эмоциях глазами, выражением лица, тоном голоса и так далее. SMS-переписка лишена этих механизмов. Понятно, что в этой ситуации людям приходится догадываться о настрое собеседника по смайликам, сознательно допущенным орфографическим ошибкам и знакам препинания".