Поговорка "с кем поведешься, от того и наберешься" куда правдивее, чем можно предполагать. Недавно Кэрол Маэр и Тим Олдс из университета Южной Австралии доказали, что наше окружение способно сформировать не только наш образ жизни, включая полезные или вредные привычки, но и образ мышления, и даже воздействовать на нашу эмоциональную сферу.
Ученые заинтересовались исследованием своих коллег из США. В проекте "Framingham Heart Study", который охватил целых 32 года, приняли участие более 12 тысяч человек. Как выяснилось, у тех, чьи друзья были полными, риск ожирения возрастал в среднем на 171 процент. У тех же, кто дружил с депрессивными личностями, чаще фиксировались суицидальные мысли, то есть им хотелось покончить с собой.
Австралийские специалисты решили проверить, как социальные связи влияют на такие широко распространенные вредные привычки, как злоупотребление алкоголем или курением. Понятно, что если твои близкие друзья или родственники курят или злоупотребляют спиртным, то и ты вследствие склонности к конформизму с большой долей вероятности окажешься подвержен этим порокам.
А может ли случиться наоборот? Так, австралийцев интересовало, что обычно побуждает людей бросить курить. Оказалось, что чаще всего люди бросают сигареты под воздействием социальной рекламы в Сети, либо вслед за близким другом или родственником. В 67 процентах случаев это был пример супруга, брата или сестры, либо соседа по квартире.
Еще большее внимание эксперты из университета Южной Австралии уделили распространению проблемы ожирения. Они пришли к выводу, что СМИ, социальные сети и другие интернет-ресурсы являются самой настоящей "рекламой ожирения", так как в них пропагандируются поедание фаст-фуда и сидячий образ жизни. Так, если мы проголодались, нам советуют съесть гамбургер, пиццу или высококалорийный шоколадный батончик. Также нам предлагают заказывать различные услуги "прямо из дома", "не вставая с кровати" и проч. Значит, мы едим больше вредной пищи и мало двигаемся.
Кроме того, существует масса сайтов с кулинарными рецептами высококалорийных блюд, а пользователи форумов и соцсетей активно выкладывают информацию о том, что они приготовили или съели в ресторанах, вместе с красочными фотографиями. В 57 процентах случаев у тех, кто часто читал такие публикации, наблюдалась прибавка в весе, так как они стремились тоже попробовать разрекламированные блюда.
По мнению Маэр и Олдса, "рекламе ожирения" можно было бы противопоставить "антирекламу". Так, следовало бы распространять в сетях больше информации о спортивных достижениях пользователей и о здоровом питании, которого они придерживаются. Не помешали бы и личные примеры. Так, людям, которые ведут здоровый образ жизни, следовало бы больше рассказывать о себе, "заражая" этим друзей и знакомых.
Но это еще не все! Оказывается, "заражаться" можно не только хорошими или плохими привычками, но и эмоциями. При этом играет роль расстояние, которое вас разделяет. Так, чем ближе вы живете от другого человека, тем интенсивнее вы "заражаетесь" его эмоциями. Скажем, если вы общаетесь с жизнерадостной личностью, проживающей в 1,6 километра от вас, то ваш уровень счастья может возрасти приблизительно на 25 процентов. Что, согласитесь, довольно много… Что же касается наших братьев и сестер, а также вторых половинок, то их эмоциональное состояние задевает нас меньше — здесь цифры равны соответственно 17 и 8 процентам…
А вот то, как чувствуют себя наши коллеги по работе, практически никак нас не задевает. Это объясняется, вероятно, тем, что мы все же воспринимаем отношения на службе как более формальные и редко ощущаем эмоциональную связь с другими сотрудниками. Разве что с кем-то из них возникают еще и дружеские отношения… В остальных случаях нас мало "колышут" переживания сослуживцев.
Но саму идею "заразительности" сбрасывать со счетов никак нельзя. Поэтому вывод прост: мечтаете похудеть — общайтесь с приверженцами полезного питания, хотите бросить курить — дружите с теми, кто уже бросил или собирается это сделать в ближайшее время, желаете поднять себе настроение — поддерживайте отношения с теми, кто смотрит на мир позитивно!