Наверное, вам знакома ситуация, когда кому-то хамят, а он начинает хамить в ответ. Даже если вроде до этого казался спокойным и уравновешенным… Сотрудники Университета Флориды в США выяснили, что грубость и плохое настроение передаются, как вирус, от человека к человеку. И особенно отрицательные последствия это имеет, если речь идет о работе.
В исследовании приняли участие 90 студентов старших курсов высших учебных заведений США. Им предстояло имитировать "деловые переговоры" друг с другом.
Оказалось, что если один из участников переговоров в ходе их начинал грубить собеседнику, то второй в большинстве случаев отвечал тем же. Даже в тех случаях, когда между этапами переговоров проходила неделя, ситуация не менялась.
Это очень тревожная тенденция. Чаще всего мы, правда, сталкиваемся с хамством и грубостью в повседневных ситуациях. Допустим, в общественном транспорте, в магазине, в поликлинике… Но это обычно разовые эпизоды, а вот на работе мы бываем каждый день, и никто не застрахован от шефа или коллеги-грубияна.
Руководители, которые привыкли хамить своим подчиненным, часто бывают убеждены, что так они заставят людей лучше работать. Но автор исследования Тревор Фолк полагает, что это, напротив, ухудшает рабочую атмосферу в коллективе и в конечном итоге негативно сказывается на производительности труда.
"В целом, мы довольно терпимы к подобному поведению на рабочем месте, но в реальности оно очень вредно, — говорит ученый. — Грубость оказывает невероятно мощный негативный эффект на все рабочее пространство. Грубые начальники, которые таким образом хотят дисциплинировать своих подчиненных и добиться от них большей работоспособности, в реальности сталкиваются с обратным эффектом".
Работник, на которого кричат, будет испытывать стресс, снижающий работоспособность. Причем она может упасть и по физиологическим причинам. Так, психолог Джордж Славич и его коллеги из Университета Лос-Анджелеса (Калифорния) обнаружили, что столкновение человека с грубым поведением приводит к "запуску" в организме воспалительных процессов, которые могут вылиться, в частности, в артрит…
Не испытывать стресс от чужой грубости непросто. Чтобы это не имело плохих последствий, необходимо научиться держать себя в руках. Психологи дают на этот счет следующие советы.
Научитесь способам медитации и расслабления. Это поможет минимизировать последствия стресса.
Если кто-то накричал на вас в общественном месте, постарайтесь не вступать в перепалку. Некоторые люди являются психологическими вампирами. Они специально подыскивают себе "жертву", чтобы вывести ее из себя и забрать часть жизненной энергии. При столкновении с таким человеком лучше отмолчаться, а если это не получается — разговаривать спокойным тоном. Можно повторять без конца одно и то же в ответ на его нападки… Это дезориентирует "вампира". В итоге он, скорее всего, оставит вас в покое.
Этой же линии поведения следует придерживаться в общении с сослуживцами. Если вас обвиняют в том, что вы делаете что-то не так, отвечайте спокойно и по существу.
Бывает, что кто-то не хочет выполнять своих прямых обязанностей, а когда его пытаются заставить работать, только хамит в ответ: "Мне некогда заниматься вашими делами", "Вас много, а я одна" и прочее в том же духе… Если вам попался такой человек, спокойно скажите: "Вы обязаны это сделать, это ваша работа. Или мы решаем этот вопрос немедленно, или я сейчас иду (пишу на вас жалобу) к Ивану Ивановичу (назовите имя или должность непосредственного начальника грубияна). Помните, что все это должно произноситься без лишних эмоций: как показывает практика, люди больше опасаются угроз, сказанных спокойным тоном, чем крика и ругани…
Если вас вызвал шеф и принялся распекать по полной программе, причем не стесняясь в выражениях, оправдывайтесь опять же спокойным тоном и аргументированно. Поясните, что вы никак не могли выполнить то или иное задание по таким-то причинам. Если вы действительно виноваты, извинитесь и пообещайте, что все исправите и такое больше не повторится. Говорите четко и понятно, не тратьте пустых слов. Не пытайтесь разговаривать с шефом на его "языке", это только чревато лишним стрессом. Не слыша "адекватного" отклика, босс скоро утихнет.
Если же грубость и хамство в вашем рабочем коллективе — это норма и вас это совершенно не устраивает, может быть, следует подумать о смене места работы.