Задумывались ли вы о том, почему практически у всех народов смерть и похороны сопровождаются определенными ритуалами? А также у всех есть свои традиции поминовения усопших… Некоторые из похоронных и поминальных обрядов кажутся довольно странными, абсурдными и даже жутковатыми, однако ничего не бывает без причины, говорят исследователи.
Умерший ребенок попросил попить
Например, у русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в "красный угол", где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был "держать" в правой руке белый платочек. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза — в старину для этого клали на них медные пятаки. Зеркала в доме также принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
Во многих культурах Азии и Средиземноморья существует культ оплакивания умерших. Для этого зовут профессиональных плакальщиц. Не везде тела усопших предают земле. У некоторых народов тела покойников только кремируют, а порой перед этим даже удаляют плоть с костей.
Если у христиан обычно хоронят на третий день после смерти, то мусульмане стараются предать тело земле еще до следующего захода солнца. Зороастрийцы не хоронили тела, а помещали их в специальные помещения на вершинах башен… А тибетцы практикуют так называемые "небесные похороны" — они уносят тела покойных на вершины холмов… Племена бушменов из африканской пустыни Калахари также не хоронят мертвецов, а оставляют своих близких там, где их настигла смерть…
В Индонезии ритуал похорон растягивается на несколько месяцев, а то и лет. Когда человек умирает, его труп подвергается мумификации и затем лежит в доме, одетый как живой человек. Когда приходит время, мумию все же хоронят, но еще через несколько лет могут вытащить из могилы, переодеть в новую одежду и вновь похоронить…
Мертвым издавна посвящались особые дни. К примеру, древние римляне верили, что тени усопших могут спускаться на землю трижды в году: в конце августа, а также в начале октября и ноября… Эти дни, когда мертвые могли встречаться с живыми, называли черными или священными. В это время не следовало начинать никаких важных дел.
У православных для поминовения есть так называемые родительские субботы и Страстная пятница. Обычно принято также отмечать годовщины смерти близких.
Самый известный современный "праздник мертвых" — западный Хэллоуин. Его празднуют в ночь с 31 октября на 1 ноября, в канун Дня всех святых.
В Испании и Латинской Америке в конце октября — начале ноября празднуют Дни мертвых — "Эль Диас де лос Муэртос". 31 октября там отмечают День мертвых детей, 1 ноября — День взрослых. В домах ставят алтари с угощением для покойников, которые в эти дни навещают свой дом. Люди устраивают шуточные похоронные процессии: выходят на улицы в костюмах мумий и скелетов, вместо покойника несут пустой гроб… Повсюду продается потусторонняя символика — черепа, фигурки скелетов, "калакос"… Согласно индейским поверьям, считается, что души умерших вселяются в махаонов и колибри, которых специально разводят вблизи кладбищ…
В большинстве религиозных традиций говорится о том, что ритуалы нужны прежде всего самим умершим, чтобы облегчить им переход в загробное существование. Однако, по мнению современных исследователей, и в первую очередь психологов, на самом деле, вся система похоронных традиций позарез требуется нам, живым…
Специалисты Гарвардского университета путем опросов выяснили, что различные ритуалы, связанные со смертью и похоронами, притупляют чувство горя и скорбь и помогают пережить утрату близкого человека. Они дают нам ощущение контроля над своими эмоциями… И, напротив, если человек по каким-то причинам не участвует в погребальных ритуалах, он долгое время не может оправиться от горя…
Кроме того, если в ритуалах участвует большое число людей, то у нас возникает чувство сплоченности, защищенности, мы ощущаем себя сильнее и увереннее. Наконец, все мы в той или иной мере боимся смерти, и похоронные обряды помогают нам справиться с этим страхом.
Любопытную идею выдвинул в свое время Зигмунд Фрейд. Он считал, что ритуалы смерти способствуют избавлению от чувства вины, связанного с избавлением от трупа. Символические церемонии помогают людям осмыслить, что усопший перестал быть живым человеком и превратился в неодушевленный объект…
В принципе, несмотря на все свое разнообразие, погребальные обряды необходимы нам для того, чтобы не чувствовать себя беспомощными перед лицом горя и смерти.