Имя Нила Армстронга уже вошло в историю: честь первым пройтись по поверхности Луны того стоит. Однако 82-летний астронавт известен не только тем, что прогулялся по Луне, но и тем, что он практически никогда не дает интервью. В этом плане Алексу Молли несказанно повезло: Армстронг почти час рассказывал ему о путешествии на Луну и своих впечатлениях.
Невероятная удача Алекса, возможно, объясняется тем, что он не имеет ничего общего с журналистами, осаждающими ветерана — покорителя Луны: Молли — простой бухгалтер. То есть почти "простой" — он является исполнительным директором Ассоциации сертифицированных практикующих бухгалтеров Австралии. Теперь же Алекс перешел в статус "золотой": он единственный, кому посчастливилось из первых рук узнать о том, к примеру, что легендарный астронавт оценивал шансы на успешное прилунение "Аполло 11" в 50 на 50.
"NASA было одним из самых удачных объектов для государственных инвестиций в плане мотивации студентов, чтобы те хорошо учились и добивались всего, чего только могли добиться. Жаль, что сейчас эта программа повернула в том направлении, где мотивации и стимулов для молодежи стало гораздо меньше", — сокрушается Армстронг.
Стать астронавтом — точнее, летчиком для начала — Армстронг решил, еще будучи учеником начальной школы. Мысль о том, что человек может летать, завладела малышом полностью, поэтому он поставил себе целью испытать ощущение полета. Так и вышло: сначала он был летчиком-истребителем на Корейской войне 1950-1953 годов, где США выступали на стороне Юга, позже, когда Джон Кеннеди поставил перед учеными цель десантировать американцев на Луну, — летчиком-испытателем. "Мы решили отправиться на Луну не потому, что это просто, а потому, что это сложно. Эта цель мобилизует наши лучшие силы и навыки, потому что этот вызов мы хотим принять, не хотим откладывать на потом, и мы намерены победить", — заявил президент в 1962 году.
На тот момент из всего почти 200-миллионного населения страны лишь одному человеку довелось выйти за границы земной атмосферы — 5 мая 1961 года первый американский астронавт Алан Шеппард провел 20 минут на расстоянии в 185 километров от поверхности Земли. "А теперь президент призвал нас отправиться на Луну, — продолжает Армстронг. — Разница между 20 минутами полета вверх и вниз и пилотируемым полетом на Луну казалась просто невероятной в техническом плане.
За месяц до запуска "Аполло 11" мы решили, что достаточно уверены в своих силах, чтобы попробовать спуститься на поверхность Луны. Я думал, что наши шансы благополучно вернуться на Землю — 90 из 100, но шансы на прилунение с первой попытки составляли лишь 50 на 50. Было совершенно неизвестно, как спуститься с орбиты Луны на поверхность — никакие тесты не проводились, и существовала большая вероятность того, что мы что-то там не поняли и нам придется прервать миссию и вернуться на Землю, не садясь на Луну".
Когда Армстронг и пилот лунного модуля "Аполло 11" Базз Олдрин спускались на поверхность Луны на борту Eagle, бортовой компьютер хотел посадить их на склон огромного кратера, усеянный валунами. "Не самое хорошее место для посадки, — вспоминает Армстронг. — Я перевел аппарат на ручное управление и полетел на нем, как на вертолете, в западном направлении, нашел гладкую площадку, где было не так много скал, и сумел посадить его, прежде чем кончилось горючее. У нас оставалось топлива всего на 20 секунд полета или около того".
После того как астронавты вышли на поверхность Луны и тот самый "маленький шаг для одного человека, но гигантский скачок для всего человечества" был совершен, Армстронгу потребовалось, по его признанию, "слишком много времени" на то, чтобы понять, где он.
В последующие годы первый человек, ступивший на поверхность Луны, наблюдал за тем, как амбиции NASA постепенно рушились. "Меня сильно беспокоит политика космического агентства — она направлена в сторону администрации, — констатирует Армстронг. — В нынешней ситуации у Белого дома и Конгресса имеются разногласия относительно того, куда должно двигаться NASA, и они перекидывают агентство, как воланчик, пытаясь отправить его в нужном направлении".
Так как же Молли, пришедшему в совершеннейший восторг от интервью, удалось получить его? Алекс раскрывает свой маленький секрет: "Я знаю кое-что об Армстронге, что мало кому известно, — объясняет бухгалтер. — Его отец был аудитором. Для людей, которые являются или хотят быть лидерами, послушать Нила Армстронга было бы гораздо полезнее, чем получить любую степень МВА, какие только сегодня есть".
Читайте также:
Космические сказки, или Научная "киноложь"