В наше время прослыть умником, интеллектуалом и эрудитом, казалось бы, просто: достаточно лишь регулярно знакомиться с информацией из интернета. С другой стороны, оказывается, люди, которые часто пользуются Сетью, вовсе не уверены в своих познаниях. Это недавно экспериментальным путем выяснила команда специалистов из Университета Ватерлоо (Канада).
Эксперты отобрали группу из 100 добровольцев, которым задали ряд вопросов на эрудицию. Например, их просили назвать столицы разных государств.
Сначала участникам разрешали пользоваться интернетом, если они не знали ответа на какой-то вопрос. На втором же этапе эксперимента доступ к Сети у испытуемых отсутствовал.
Выяснилось, что имеющие доступ к интернету на первом этапе на 5 процентов чаще говорили, что не знают правильных ответов. Кроме того, им казалось, что они знают меньше, чем на самом деле. Будучи не уверенными в своей правоте, они предпочитали искать верные ответы в Сети.
Поскольку интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации, считают авторы исследования, это заставляет людей сомневаться в своих знаниях.
Действительно, как происходил процесс получения знаний еще лет 20 назад? Человек читал учебники, справочники, энциклопедии, словари, слушал лекции и вел конспекты, и старался запомнить изложенную там информацию, так как впоследствии доступ к этим источникам был затруднен и надеяться приходилось только на собственную память…
Сейчас необходимость в этом отпала, по крайней мере для тех, кто уже окончил школу, колледж или вуз. Если вам требуются какие-то сведения, достаточно залезть в интернет и ввести запрос в поисковик, благо под рукой у нас всегда есть ноутбук, планшет или смартфон… И запоминать инфу совершенно незачем, так как для того, чтобы найти нужное в Сети, достаточно пары минут…
Между тем, сведения из Сети часто бывают неполными, противоречивыми или вообще искаженными. Нелегко найти источники, которые поставят вам качественную информацию. Та же популярнейшая "Википедия" пишется разными людьми, часто отнюдь не специалистами, и вовсе не может претендовать на статус истины в последней инстанции. Тексты, написанные компетентными профессионалами, иногда вообще не попадают в интернет, и их можно найти только в библиотеках или книжных магазинах.
В результате люди, которые привыкли черпать информацию из Сети, чувствуют, что их знания довольно поверхностны, по сравнению с теми, кто извлекает сведения, к примеру, из специальной литературы.
Еще одно любопытное исследование провела недавно доктор Дженни Брокис из Австралии. Она пришла к выводу, что современная жизнь не лучшим образом влияет на наш уровень интеллектуального развития. Многие из нас вынуждены жить в состоянии спешки, перманентного стресса, что изменило саму модель нашей мыслительной деятельности.
"Сейчас от нас требуется мыслить более абстрактно, — говорит исследовательница. — Ранее же люди мыслили в более практическом ключе. Из-за стресса мы все находимся в режиме выживания. Наши эмоции начинают доминировать, и мы уже не можем получить легкий доступ к префронтальной коре. А эта зона, как раз, отвечает за высшую мыслительную деятельность вроде планирования, организации и логики. Поэтому в стрессе умные люди принимают глупые решения".
Чтобы не тратить лишнего времени на расчеты, мы пользуемся калькулятором. Мы не ищем и не запоминаем дорогу, поскольку у нас есть навигаторы. Наконец, мы все чаще общаемся с помощью технологий, что отрицательно сказывается на социальных навыках. Если возникает перспектива неприятного разговора, мы всегда можем уткнуться в компьютер или мобильник, прервать общение в скайпе или по "аське", не ответить на электронное письмо, телефонный звонок или SMS, игнорировать сообщения в соцсетях…
Дженни Брокис убеждена, что для полноценного развития мозга люди должны постоянно напрягать свои умственные способности, уделять достаточно времени сну и минимизировать количество стрессов в своей жизни. По возможности нужно хотя бы время от времени сбавлять жизненный темп, научиться слушать окружающих, а не только самих себя, и не нервничать при выполнении различных дел и заданий.