Знаменитая "Мона Лиза" Леонардо да Винчи не дает покоя исследователям всех мастей. Недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.
"Теперь мы можем проанализировать, что именно находится под слоями краски на картине, и буквально снимать слой за слоем, как луковую кожуру, — прокомментировал Котт. — Мы можем реконструировать
всю хронологию создания картины".
По словам ученого, удалось "распознать" под "Моной Лизой" второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как пресловутая Джоконда, однако, в отличие от последней, не улыбается.
"Когда я завершил реконструкцию изображения Лизы Герардини (одно из имен, под которыми известна Мона Лиза. — Ред.), передо мной оказался портрет женщины, которая выглядит совсем не так, как всем известная Мона Лиза. Это другая женщина", — рассказывает Котт.
Вообще-то, случаи, когда под одной картиной скрывается другая, встречаются. К примеру, так иногда пытаются маскировать краденые или контрабандные шедевры: поверх оригинала малюют нечто малохудожественное, чтобы не вызвать подозрений, а по прибытии на место снимают верхний слой — и перед вами картина знаменитого мастера! Кстати, данный прием очень любят использовать авторы детективных романов на "искусствоведческую" тематику…
Случается и обратное: пытаясь выдать копию за подлинник, берут старинный холст с малоценной картиной и поверх нее рисуют нужное изображение. Правда профессиональная экспертиза достаточно легко распознает такие подделки.
Зачем же нужно было рисовать Мону Лизу поверх изображения другой женщины? Самая вероятная версия — да Винчи сначала нарисовал эту женщину, но, скажем, заказчику портрет не понравился, поэтому он оставил его у себя, а чтобы сэкономить на холсте, написал сверху Джоконду… Либо в Лувре находится не "Джоконда", а подделка.
Кстати, в последнее время в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что "Мона Лиза" и "Джоконда" — это вообще две совершенно разные картины. Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге "Жизнь художников" утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен…
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел "Джоконду" в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, "Джоконда" также была большего размера, чем известный нам оригинал "Моны Лизы". Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику — мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом "Мона Лиза", изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д'Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре…
Коллеги-искусствоведы в массе своей отнеслись к "открытию" Паскаля Котта скептически. Так, профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Кемп хоть и признал, что исследование Котта довольно оригинально и представляет определенный интерес для исследования творчества Леонардо да Винчи, гипотеза о "двойном изображении" все же не имеет под собой достаточных оснований.
Дело в том, что картины не пишутся за один раз. На их создание обычно уходят недели, месяцы и даже годы. Художник слой за слоем наносит краску, стараясь подчинить изображение на холсте своему замыслу… Таким образом, любой портрет, написанный красками, не является чем-то плоским и одномерным — это нечто объемное и многослойное…
"Я не думаю, что на картине присутствуют какие-либо скрытые элементы, представляющие собой разные портреты, — прокомментировал Кемп. — Я рассматриваю это скорее как некий более или менее единый и непрерывный процесс эволюции (одного портрета). Я абсолютно убежден, что (нынешняя) Мона Лиза — это и есть Мона Лиза".
Ясно, что никто не станет снимать с картины верхний слой краски и портить изображение, чтобы проверить, нет ли под ним второго… Поэтому гипотеза Котта станет еще одним из многочисленных исследовательских "мифов", которыми окружен шедевр великого художника эпохи Возрождения.