Жесткий менеджмент чреват инфарктами

"Я начальник, ты дурак, ты начальник, я дурак…" Излишне агрессивный стиль руководства не только плохо переносим окружающими и не всегда эффективен, но и вреден для здоровья самих руководителей. Об этом заявили Тимоти Смит и его коллеги из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США) на ежегодной конференции Психосоматического общества Америки в Саванне.

Группа Смита провела серию экспериментов, в которой приняли участие около 500 студентов-добровольцев, а также 100 молодых и 150 пожилых супружеских пар. Ученые снабдили всех участников датчиками сердечного ритма, регулярно измеряли им давление и другие жизненно важные показатели. Параллельно испытуемые должны были ответить на ряд вопросов, на основании которых определялась степень их агрессивности по отношению к окружающим, в том числе подчиненным на службе.

Студентам также предложили сыграть в ролевые игры, в ходе которых они исполняли поочередно роли руководителя некоей компании, при этом одни сценарии предусматривали жесткий стиль руководства, а другие — напротив, достаточно мягкий.

Выяснилось, что, если доброволец исполнял роль жесткого руководителя, не только его "подчиненные" ощущали себя некомфортно, но и сам лидер испытывал стресс, что приводило к значительному увеличению частоты пульса и давления. Теоретически это могло привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и в перспективе — к сердечному приступу и преждевременной кончине от инфаркта.

Многие боссы практикуют жесткое доминирование, полагая, что только так можно заставить подчиненных добросовестно выполнять свои обязанности. В ход идет распределение личной ответственности, штрафы за прогулы и другие нарушения, регулярные "вызовы на ковер", выговоры и увольнения за малейшую провинность… Расчет на то, что, опасаясь репрессий, сотрудники станут работать лучше.

Если руководить лояльно, то люди "распустятся" и начнут манкировать своими служебными обязанностями, рассуждают такие руководители. И стремятся как можно сильнее закрутить гайки.

Однако на деле ожидания оправдываются далеко не всегда. Ненавидя шефа-тирана, работники зачастую лишь создают видимость того, что они активно трудятся на благо фирмы. В действительности же они саботируют задания под любым предлогом. Ранее проводившиеся исследования показали, что именно в компаниях с жесткой системой руководства как нигде процветают мелкие нарушения и воровство: сотрудники считают, что, раз их тут всячески третируют и унижают, то не имеет смысла быть лояльными к руководству.

Если же работник стремится трудиться добросовестно, то нередко он испытывает постоянные стрессы: шеф дает слишком большие нагрузки, ставит нереальные сроки выполнения задач, редко хвалит, зато фиксирует любые просчеты… Не говоря уж о сверхурочной работе, которая достаточно часто практикуется в компаниях с авторитарным стилем управления. Именно стрессы порой становятся причиной ухудшения здоровья сотрудников, а то и внезапных увольнений: подобный прессинг выдерживают далеко не все.

Но, оказывается, и самих "тиранов" преследуют стрессы! И неудивительно: ведь руководитель вынужден переживать за общее дело, ему необходимо контролировать все участки работы. А распекание подчиненных не может происходить без эмоций. Начальник, краснеющий от злости и топающий ногами — это не такая уж редкость, сложно сохранять спокойствие и хладнокровие, когда-то и дело появляются поводы выйти из себя!

Получается, что силовые методы доминирования невыгодны никому. С одной стороны, подчиненные, попавшие "во власть тирана", либо тайно стремятся ставить ему палки в колеса за то, что к ним здесь относятся как к пешкам, либо дрожат, опасаясь возможных репрессий, что также отрицательно влияет на эффективность работы.

С другой стороны, стрессы, испытываемые самим начальником, например, в случае провала какого-либо проекта, могут быть так сильны, что приведут к необратимым последствиям для его здоровья.

"Подобный стиль поведения часто утомляет всех людей, окружающих такого лидера, — констатирует Тимоти Смит. — Для того, чтобы он отказался от этого стиля руководства, нужно, чтобы сначала что-то серьезным образом развалилось. Только тогда он начнет

думать о других стратегиях. Хотя, есть свидетельства того, что старых псов, образно выражаясь, можно научить новым трюкам, что должно помочь снизить риск заполучить проблемы с сердцем".

Оптимальной стратегией, по идее, должна стать политика кнута и пряника. Разумеется, начальник должен уметь спросить с подчиненных, но не стоит допускать перегибов, а также необходимо поощрять работников за хороший труд. Тогда и стрессовых ситуаций для всех станет меньше.

Читайте также: 

Работа не волк - можно и "приручить"

Работа не сахар, но без нее еще хуже

Продай себя. Как заработать, не отдав ничего лишнего