Как превратить сон в учебный процесс

Наверное, многие слышали о том, что во время сна можно усваивать знания, например, запоминать проработанный накануне материал, готовясь к экзаменам, или учить иностранные языки. Но вот как это делать на практике — большинство из нас представляют себе довольно смутно… Между тем, ученые уже придумали несколько эффективных методик "обучения во сне".

Итак, подготовка к экзамену

Метод подходит практически для любого предмета, экзамен или зачет по которому проходит в устной форме и требует усвоения значительного объема материала. В течение дня вы читаете учебники и конспекты, а спать ложитесь сразу же после занятий, не отвлекаясь, к примеру, на чтение беллетристики или компьютерную игру… Книги и тетради с конспектами, ложась спать, лучше положить под подушку — может, это просто внушение, но срабатывает прекрасно!

Сон должен быть обязательно полноценным. Поэтому постарайтесь проветрить комнату, проследить, чтобы постель была удобной, атмосфера в спальне достаточно комфортной. Не стоит посвящать ночь зубрежке, как делают некоторые школьники и студенты. Как показывает практика, наутро после бессонной "учебной" ночи все знания просто выветриваются из головы.

А вот если вы спите после зубрежки, то знания "укладываются" в голове и потом легко всплывают в мозгу, когда приходит время отвечать на билет.

Заучивание иностранных слов

Здесь принцип еще проще. Вы включаете аудиозапись со словами и выражениями, которые вам нужно выучить. Желательно сделать так, чтобы запись повторялась. Если есть возможность, попросите кого-нибудь, пока вы спите, прокручивать ее снова и снова. Это можно делать и во время дневного сна.

Эффективность методики показал недавний научный эксперимент. Группу немцев, решивших изучить с нуля голландский язык, разделили на две части. Членам первой команды, пока они спали, включали запись с недавно выученными словами на голландском. Вторая команда не слушала никаких записей. Причем участникам не сообщили об эксперименте. Впоследствии оказалось, что первая часть группы сделала большие успехи в изучении новых слов.

Затем, чтобы подтвердить чистоту эксперимента, была набрана третья команда, члены которой должны были прослушивать иностранные слова во время прогулки. Однако они хуже усваивали голландский, чем "спящая" команда.

Эксперты полагают, что все дело в фазах сна. Так, есть фаза медленного сна, во время которой происходит усиленная работа мозга и кратковременные воспоминания сохраняются в область долговременной памяти. Когда исследователи проверили активность мозга испытуемых с помощью энцефалографии, то энцефалограммы тех, кто слушал иностранные слова во сне, показали большую активность так называемых медленных волн, которая, очевидно, и способствовала лучшему запоминанию учебного материала.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Как выяснилось, если человек слышит мелодию во сне, то он запоминает ее лучше, чем если бы услышал ее наяву. Это показали и результаты недавно проведенного эксперимента.

Группу людей обучали игре на гитаре по методике заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После каждого занятия участникам предлагали поспать. При этом их разделили на две подгруппы, одной из которых во время сна проигрывали разучиваемую накануне мелодию, а другой ничего не проигрывали. Когда все они проснулись, им ничего об этом не рассказали. Тем не менее, первая подгруппа показала лучшие результаты, чем вторая.

Улучшение памяти

Необходимость запоминать факты, даты и прочую информацию важна для любого учебного процесса. Ранее ученые выяснили, что наш мозг "маркирует" важную информацию, отделяя ее от несущественной. "Помеченные" воспоминания записываются в долговременную память, а "непомеченные" хранятся в кратковременной и быстро заменяются новыми. Но система "маркировки" может давать сбои, и тогда мы забываем то, что для нас действительно важно.

Оказывается, если процесс запоминания ассоциируется для нас с каким-либо звуком или запахом, при повторном прослушивании или вдыхании мы запоминаем нужный факт гораздо лучше.

В частности, это показали опыты с группой добровольцев, которых просили размещать иконки на экране компьютера. При размещении каждой иконки компьютер издавал определенный звук, соответствовавший объекту, изображенному на иконке. Затем испытуемым предлагали вздремнуть. Пока они спали, экспериментаторы воспроизводили звуки, соответствовавшие значкам на экране. По пробуждении людей просили вспомнить объекты, с которыми они имели дело. Те, кто слышал звуки, справлялись с задачей успешнее. Аналогичным образом завершились и эксперименты, в которых звуки заменялись цветочными ароматами.

Так что обучение во сне — это вовсе не миф. Другое дело, что для эффективности его необходимо сочетать с обычной учебой.