Многим из нас рано или поздно приходится брать у кого-то интервью. Причем для этого не обязательно работать в журналистике. Интервьюировать людей часто приходится агентам по персоналу, маркетологам, социологам. Недавно команда исследователей сделала вывод: чем больше у вас предварительной информации, тем хуже это сказывается на результате.
Об эксперименте сообщает журнал Memory. Специалисты из Университета Флориды совместно с коллегами университета Барри (США) анализировали работу интервьюеров во время "следственных опросов". Ученые пригласили 350 добровольцев, среди которых случайным образом были распределены роли "свидетеля преступления", интервьюера или "слепого интервьюера". "Свидетелям" демонстрировали видео о преступлениях, причем детали каждый раз менялись… После этого "интервьюерам" велели опросить свидетелей.
"Интервьюерам" предоставили краткую информацию о совершенном преступлении; в одних случаях она была верной, в других — нет. "Слепым интервьюерам" никакой предварительной информации не давали. "Свидетели" должны были отвечать на вопросы, вспоминая детали из просмотренного видео. По окончании процедуры опроса всех интервьюеров попросили составить отчеты.
Оказалось, что "слепым интервьюерам" удалось получить более точную и достоверную информацию. Дело в том, что информированные интервьюеры находились под влиянием сообщенных им сведений и нередко не догадывались задать важные вопросы, что приводило к ошибкам. "Слепые интервьюеры" чаще начинали с наводящих вопросов, и это позволило им "вытянуть" у свидетелей больше подробностей.
Интересно, что все существующие руководства по интервьюированию рекомендуют предварительно собрать о субъекте и объекте интервью максимум имеющейся информации. Между тем получается, что стратегия "слепого интервьюирования" является более продуктивной.
И все же готовиться к интервью, несомненно, стоит. Вот несколько советов, которые вам помогут.
Может получиться так, что в процессе интервью вы зададите их все, а может и так, что какие-то вопросы останутся без ответов, или одни вопросы вы замените другими. Но импровизировать не стоит — вы можете забыть поговорить о чем-то важном.
Если есть возможность, записывайте разговор на аудиоустройство, а не на бумагу. Мы часто делаем записи в краткой форме и можем упустить что-то важное. Диктофонную запись можно прослушать несколько раз, и ни одна значительная подробность не будет упущена.
Даже если вам заранее известны какие-то факты, не поленитесь лишний раз обсудить их с интервьюируемым. Возможно, информация, которая у вас есть, вообще неверна и будет опровергнута.
Иногда бывает так, что в процессе интервью всплывают интересные "незапланированные" темы. Используйте это, задавая вопросы в русле беседы. Но при этом контролируйте ее ход: если вы видите, что человек слишком увлекся и "ушел в сторону", мягко, но настойчиво верните его в нужное русло.
Помните, что ваши взгляды могут существенно отличаться от его взглядов. Если в отчете об интервью вы замените мнение собеседника вашим собственным мнением, это может оказаться чревато неприятными последствиями, и вас могут даже обвинить в профессиональной непригодности.
Не исключено, что человек понадобится вам еще раз — скажем, для каких-то уточнений. Если у вас есть, к примеру, только мобильный или е-мейл интервьюируемого лица, этот способ связи может оказаться ненадежным. Есть люди, которые любят отключать мобильник или редко пользуются электронной почтой…
Поэтому попросите еще, скажем, номер домашнего или рабочего телефона, "ник" в скайпе… Не помешает взять контакты и если вы интервьюируете человека случайным образом — на улице или в общественном месте.
Конечно, если ваша профессиональная деятельность предусматривает такую возможность. В каких-то случаях вы обязаны визировать статью или подписывать протокол, но даже если это не входит напрямую в ваши обязанности, лучше все-таки не рисковать.
Иначе потом человек может заявить, что он этого не говорил, говорил совсем не то, и проч. Хотя бы зачитайте ему ответы или пришлите отчет по электронной почте. Особенно если впоследствии предполагается использовать его имя. Для социологических опросов подобное, конечно, не важно.