Нередко мы избегаем первыми начать разговор, так как нам кажется, что в этом случае мы становимся уязвимыми и это позволит собеседнику управлять ситуацией. Наоборот, убедите себя, что вы сможете повернуть разговор в нужное русло и человек сделает для вас то, что вы хотите. Вспомните поговорку: "Нахальство — второе счастье".
У каждого человека есть свои границы личного пространства. И нарушать их без серьезного повода не стоит. Иное дело — физическое пространство. Это когда вы садитесь рядом с человеком в метро, автобусе или за один столик в кафе. Чем вы ближе к нему, тем удобнее заговорить. Способ хорош для общения с незнакомыми людьми. Например, если вам нужно узнать какую-то информацию или вам просто одиноко и требуется моральная поддержка.
Психологи нередко дают своим клиентам задание — заговаривать с незнакомцами на улице и в публичных местах, тем самым вырабатывая навык общительности. Так что можете использовать данный метод просто в качестве тренировки. Задавайте какие-нибудь невинные вопросы — допустим, сколько сейчас времени, как доехать до нужной остановки или вкусно ли здесь кормят…
Часто разговор не удается только по той простой причине, что вы начинаете его в неподходящий момент. Обращайтесь к человеку, только если вы видите, что он никуда не спешит. Если вы отвлечете кого-то, когда он занят беседой с кем-то еще, с головой погружен в работу, считает деньги в кошельке или просто выглядит очень усталым, то вас и впрямь могут "послать". Либо человек будет слушать вас невнимательно и может вообще пропустить ваши слова мимо ушей.
Хорошее время для разговора — это если человек чего-то ждет: автобуса, поезда, своей очереди куда-то и так далее, — и ему все равно нечего делать.
Если вы хотите заговорить с кем-то, но не уверены, что этот человек среагирует на такую попытку положительно, попробуйте это сделать буквально мимоходом. То есть вы проходите мимо нужного человека и говорите какую-то фразу. Может быть, даже общего характера, что ни к чему не обязывает. Ответит вам человек или нет — не имеет большого значения. Это куда лучше, чем ждать, будет ли какая-то реакция на ваши слова.
Иногда мы не решаемся о чем-то спросить или попросить другого человека только потому, что боимся получить отрицательный ответ или отказ. Или еще какую-то негативную реакцию. Поэтому следует заранее настраиваться на положительный результат. Если же все действительно пройдет плохо, скажите себе: "Этот человек повел себя как-то странно". Да, лучше считать людей странными, чем быть уверенным, что они к вам плохо относятся.
Если разговор с кем-то не удался, воспринимайте это как забавную историю. Если вас проигнорировали или ответ вас не удовлетворил, расскажите об этом пяти своим знакомым такими словами: "Не представляешь, что у меня сегодня произошло с Иваном Ивановичем! Ну, он мне и выдал!" После того как история будет рассказана несколько раз подряд разным людям, вы сами перестанете воспринимать происшедшее всерьез.
Многие боятся начинать разговор или, скажем, участвовать в общей беседе, из опасений услышать критику в свой адрес. Чтобы избавиться от этой фобии, вообразите себе самое худшее, что может с вами произойти. Например, вы сказали глупость и над вами все смеются. Мысленно скажите насмешникам: "Я рад, что мои слова вас так развеселили".
Можно также представить себе, что в ответ на вашу реплику на вас обрушивается град криков и упреков. Парируйте: "Как интересно вас слушать!" Проработайте обе ситуации и свою реакцию на них, и вы поймете, что вам стало гораздо проще высказать свое мнение.
Поначалу вам, возможно, придется заставлять себя быть более коммуникабельным. Но со временем вы привыкнете проявлять инициативу в общении и перестанете испытывать трудности.