Как складываются отношения между руководителями и их подчиненными? Достаточно ли быть хорошим работником и ответственно выполнять свои обязанности, чтобы привлечь к себе благосклонность начальства? Или все зависит от менее очевидных и более субъективных причин? Сегодня мы представляем вам результаты сразу нескольких исследований на эту тему.
Специалисты из университетов Оттавы, Конкордии и Брока недавно выяснили, что хороший руководитель всегда может определить, какие мотивы у сотрудника для добросовестной работы — удовлетворение личных амбиций или же стремление к благу для компании.
Исследователи провели опрос англоговорящих сотрудников 21 филиала многонационального банка в Пакистане. В их число вошли 197 рядовых банковских служащих и 47 их непосредственных руководителей. Служащих расспрашивали о мотивах, стимулирующих их трудиться, а начальников просили охарактеризовать эти мотивы.
Оказалось, что последние довольно точно определяют мотивацию подчиненных. Кроме того, разумеется, они предпочитают тех, кто трудится на благо компании тем, кто просто пытается угодить вышестоящему руководству.
Команда медиков и психологов исследовала связь между поведением начальников и состоянием здоровья их подчиненных. Исследователи изучили истории болезни 228 молодых сотрудников различных компаний.
Выяснилось, что работники тех компаний, руководители которых постоянно создавали стрессовые ситуации, держа персонал в "ежовых рукавицах", грозя репрессиями и предъявляя завышенные требования, чаще болели. Несомненно, стрессы не проходят бесследно даже в молодом возрасте, когда обычно начинают строить карьеру…
Именно "благодаря" придирчивому начальству многие зарабатывают себе хронические болезни — такой вывод сделали авторы исследования.
У менеджеров среднего звена уровень депрессии и тревожности повышен по сравнению с остальными, в частности, подчиненными и менеджерами более высокого уровня. К такому выводу пришли Сет Принс и его коллеги из Школы общественного здоровья Мэилмена при Университете Колумбии.
В исследовании приняли участие 21859 человек, полный день занятых профессиональной деятельностью. Их разбили на три группы: владельцы предприятий, менеджеры и начальники отделов и, наконец, обычные сотрудники. Всех их расспросили об их душевном и эмоциональном состоянии.
Как выяснилось, почти вдвое больше участников из второй группы страдали повышенной тревожностью по сравнению с участниками из третьей группы. Симптомы депрессии обнаружились у 18 процентов менеджеров среднего звена и только у 12 процентов рядовых работников. По-видимому, это объясняется тем, что первые одновременно являются подчиненными по отношению к вышестоящим руководителям и несут повышенную ответственность.
Эксперты Техасского университета решили выяснить, есть ли связь между личными неурядицами в жизни руководителей и их отношением к рядовому персоналу. В течение четырех месяцев они проводили анкетный опрос, в котором на начальном этапе приняли участие более 150 менеджеров среднего звена и все их подчиненные, а на следующем этапе еще около 100 менеджеров среднего и старшего звена, трудившихся в 20 различных областях профессиональной деятельности.
Оказалось, что те менеджеры, которые переживали проблемы в личной и семейной жизни, регулярно выплескивали свои негативные эмоции на подчиненных, обращаясь с ними грубо и некорректно. Женщины-руководители делали это чаще, чем мужчины, по-видимому, из-за меньшей стрессоустойчивости.
По мнению авторов исследования, личные и семейные неурядицы ведут к "истощению эго" руководителей. Нервное переутомление приводит к их неспособности контролировать свои эмоции, вследствие чего они могут по малейшему поводу вылить на попавшего под горячую руку подчиненного поток оскорблений…
Получается, что, независимо от того, руководитель вы или подчиненный, у вас есть причина обратиться к психологу или психотерапевту. Если вы плохо чувствуете себя на работе, не стоит пускать все на самотек. Возможно, следует обратиться за помощью, чтобы осознать корни своих проблем.