Наше физическое и психологическое состояние, а также производительность труда во многом зависят от условий нашей работы. Возьмем самую многочисленную категорию — офисных работников, проводящих на службе ежедневно по восемь часов в день, а то и больше. Какие вещи, связанные с работой, позволяют им чувствовать себя хорошо, а какие — наоборот?
Не все чувствуют себя комфортно в офисах, оборудованных кондиционерами. Например, женщины в "присутствии" кондиционеров часто мерзнут, так как наша реакция на температуру воздуха зависит от уровня мышечной массы человека и его гормонального фона. Также известно, что эти агрегаты пересушивают воздух, что приводит к таким неприятным симптомам, как раздражение кожи, слизистой оболочки глаз и головокружение.
Но это еще цветочки… Недавно журнал Occupational and Environmental Medicine опубликовал статью о том, что кондиционеры могут распространять различные бактерии и грибки. В частности, они могут стать причиной такого заболевания, как легионеллез, вызываемый микроорганизмами из рода Legionella. Симптомами легионеллеза являются лихорадка, общая интоксикация, поражение легких, центральная нервная система и органы пищеварения.
Справедливости ради следует добавить, что у кондиционеров есть и положительные свойства. На сайте Центра по контролю за распространением и предупреждению заболеваний сообщается, что они очищают воздух в помещении, снижают риск сердечных приступов из-за духоты и облегчают состояние астматиков и аллергиков.
Оказывается, наличие в офисе растений и животных способствует гармонизации обстановки, снижению уровня стресса и в конечном итоге повышению продуктивности труда сотрудников.
Специалисты из Эксетерского университета (Великобритания) провели эксперимент в двух крупных офисных центрах, где работали около 550 сотрудников. До начала эксперимента в офисах не было никаких лишних предметов, только те, что имеют отношение к работе. Исследователи оживили интерьер комнатными растениями, после чего принялись отслеживать психологическое самочувствие работников, уровень их концентрации на текущих задачах, а также качество воздуха в офисе. Выяснилось, что производительность труда поднялась на 15 процентов.
В свою очередь, эксперты из Университета содружества Виргинии наблюдали за тремя группами офисных работников. К первой группе относились те, у кого не было собак, ко второй — те, у кого собаки находились дома, и наконец, к третьей — те, кто регулярно приводил своих питомцев на службу.
Трижды в день у всех трех групп брались пробы слюны на предмет изменения уровня кортизола — гормона стресса. Оказалось, что в течение дня уровень стресса ощутимо снижался у тех, кто не имел собак вовсе и тех, кто приводил их с собой. А вот у тех, чьи питомцы находились дома, он к вечеру повышался… Также те, кто приводил с собой собак, чаще помогали коллегам по работе, говорится в научной статье, опубликованной в издании International Journal of Workplace Health Management.
К сожалению, далеко не все работодатели готовы разрешить своим подчиненным брать в офис домашних питомцев. Между тем, нередко в учреждениях живут кошки, попугаи, хомяки, аквариумные рыбки, и это нисколько не мешает работе…
Исследователи из Уорикского университета провели эксперимент с участием 700 офисных сотрудников. Участникам предлагали поведать о самом счастливом или грустном событии своей жизни, а затем предлагали свободный доступ к фруктам и сладостям в течение рабочего дня, а также возможность на время отвлекаться от работы ради просмотра комедийных короткометражек и забавных видеороликов.
Как выяснилось, люди, которые получали такую возможность, ощущали себя более удовлетворенными текущим моментом и жизнью в целом, что благоприятно сказывалось и на результатах труда.
Так что компаниям есть смысл в процессе работы обеспечивать возможности для кратковременного досуга сотрудников, а также доступ к разным "приятным мелочам" вроде фруктов, шоколада или печенья. Это пойдет всем только на пользу, считают авторы исследования, опубликовавшие свои выводы в Тhe Journal of Labor Economics.
Многие сотрудники сегодня, вынужденно или по собственному желанию, занимаются рабочими проблемами и в нерабочее время. Даже уйдя из офиса, они стараются оставаться на связи с руководством и коллегами, чтобы можно было в любое время обсуждать рабочие вопросы.
Хотя большинство тех, кто работает в режиме "нон-стоп", уверены, что это помогает им быть более эффективными, специалисты из Британского психологического общества недавно опровергли это заблуждение.
Команда экспертов решила проанализировать данные 65 исследований, касавшихся организации рабочего времени людей. В этих исследованиях были задействованы более чем 50 тысяч человек.
Ученые пришли к выводу: если сотрудник никак не может отключиться от работы в нерабочее время, это приводит к массе негативных последствий: в частности, к проблемам с личной и семейной жизнью. Кроме того, у таких людей повышен уровень стресса. Со временем по этой причине начинает снижаться концентрация внимания и ухудшается память, что отрицательно сказывается на рабочем процессе.
Так что после работы необходимо переходить в режим отдыха, по возможности не проверяя рабочую почту и отключая мобильный телефон, предназначенный для служебных звонков.
Читайте также:
Чтобы вас оценили на работе...
Как не остаться без работы в кризис
Работа не сахар, но без нее еще хуже
Как интроверту построить карьеру
Что самое главное для успешной карьеры