Трудно представить себе человека, который не волновался бы, отправляясь на собеседование по поводу будущей работы. Не важно, есть у него профессиональный опыт или нет. Между тем, именно признаки волнения часто являются причиной отказа со стороны кадровика или потенциального работодателя. К такому выводу пришли исследователи из Университета Гвельфа.
Ученых интересовало, как кандидаты на вакансии представляют себя на интервью и как на это реагируют рекрутеры и работодатели. Чтобы выяснить это, 125 студентов пригласили на собеседования с 18 мнимыми работодателями, которыми на самом деле являлись экспериментаторы… В процессе интервью психологи оценивали общее впечатление от кандидатов. Оказалось, что, если студент нервничал (например, ерзал на стуле, отводил глаза во время разговора или поправлял одежду), это воспринималось как признак повышенной тревожности. Негативное впечатление производила и слишком медленная речь - чем меньше слов в минуту произносил кандидат, тем более неуверенным в себе он выглядел…
По мнению экспертов, правильное поведение на интервью — постараться создать целостное впечатление о себе. Работодатель должен обязательно увидеть ваши сильные стороны, которые позволят вам занять эту вакансию, иначе какой смысл в собеседовании вообще? При этом следует вести себя достаточно тепло и дружелюбно, так как это очень важно для установления контакта с любым человеком. Если же вы будете демонстрировать явные признаки волнения, то эти сигналы, скорее всего, будут интерпретироваться вашим собеседником отрицательно.
Почему так происходит? Повышенная тревожность указывает на низкую степень самоконтроля. Следовательно, кандидат не отличается стрессоустойчивостью и в сложной ситуации может повести себя импульсивно, что плохо для общей задачи. Далее, если человек чересчур "мандражирует", то не исключено, что он лжет или же что-то скрывает о себе. Допустим, он вовсе не так хорош, как указал в своем резюме. Ведь мы часто преувеличиваем свой опыт, уровень профессионализма, успешность и прочие вещи, надеясь получить работу.
Еще худшее впечатление производит, если кандидат мямлит в ответ на вопросы, делает большие паузы между словами… Ясно, что он пытается обдумать ответ, чтобы не сесть в галошу, но со стороны это может восприниматься как "недалекость" (именно так ведут себя учащиеся, которые не знают материала и "плавают", когда преподаватель их о чем-то спрашивает). Да, иногда необходимо многократно все обдумать, прежде чем принять какое-то решение, но в других ситуациях требуется, напротив, соображать быстрее. И опять же, если вы медленно говорите, собеседник может решить, что вы до смерти чего-то боитесь…
Бывают случаи, когда даже кандидата, который с профессиональной точки зрения вроде бы подходит по всем статьям, отвергают только из-за того, что он чересчур волнуется или мямлит. Поэтому очень важно не делать подобных ошибок.
Вот несколько советов, которые дают соискателям психологи.
Не беспокойтесь о том, что работодатель или рекрутер заметит ваше волнение. Лучше сосредоточьтесь на содержании беседы.
Ведите себя дружелюбно. Не следует рассматривать собеседника как заведомого врага, который только и жаждет вас "утопить". Напротив, он подыскивает человека на вакансию, и им можете стать вы. Не возбраняется улыбаться и вставлять в разговор "неформальности" (разумеется, в меру).
Будьте вежливы и в то же время напористы. Это не значит, что вы должны бить себя в грудь и кричать: "Я лучший кандидат, вы обязаны меня взять!" Но вам необходимо раскрыть свои профессиональные качества. Расскажите о проектах, которыми занимались, о своем профессиональном опыте, о том, кем видите себя в будущем (в частности, если будете работать в данной компании).
Ведите себя естественно (разумеется, в рамках приличия). Дозволяется, конечно, немного приукрасить свои достоинства и достижения, но ни в коем случае не пытайтесь казаться не тем, кто вы есть на самом деле. Ваша хитрость будет раскрыта достаточно быстро, и это станет огромным минусом, а то и поставит жирный крест на вашей дальнейшей карьере…